РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Режим многозадачности опасен: Дэниел Гоулман — о компетенциях лидера

Менеджмент Статьи
Для карьерного роста не обязательно много знать и уметь, работать в режиме многозадачности опасно, а неэмоциональный начальник не эффективен, убежден психолог Дэниел Гоулман
Дэниел Гоулман
Дэниел Гоулман (Фото: Nancy Kaszerman / Zuma / ТАСС)

«РБК Pro» запустил серию статей о самых известных современных экономистах, бизнес-тренерах и развиваемых ими идеях. В каждой статье мы собираем главные тезисы, с которыми они выступают на своих лекциях, в блогах и СМИ

Дэниел Гоулман — американский писатель, психолог, научный журналист, специализируется на изучении эмоционального интеллекта. Среди его самых популярных книг:

  • «Эмоциональный интеллект»,
  • «Измененные черты характера»,
  • «Эмоциональный интеллект в бизнесе»,
  • «Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе».

Эмоциональный интеллект

Наш ум и опыт, конечно, важны на работе. Но в одиночку они вряд ли приведут к переходу на более высокую позицию. Решающими критериями при принятии на работу и особенно при повышении сотрудников часто становятся личные качества. Без таланта убеждения, инициативности, эмпатии и способности адаптироваться уже давно далеко не уехать в профессиональном мире.

В условиях, когда нет гарантий сохранения работы, гарантом трудоустройства в некоторой степени выступает эмоциональный интеллект. Под ним подразумеваются не интеллектуальные возможности, а способность управлять своими эмоциями и отношениями с другими людьми. В модели Гоулмана эмоциональный интеллект состоит из четырех частей:

  1. Самосознание. Понимание, что ты чувствуешь и почему ты это чувствуешь, а также как это соотносится с твоими ценностями.
  2. Саморегуляция. Умение управлять собой, мотивировать себя, следовать своим целям, приходить в себя после неудач и по возможности не поддаваться стрессу.
  3. Эмпатия. Понимание, что чувствуют и думают другие люди, способность сопереживать им.
  4. Социальные навыки. Умение коммуницировать с людьми, влиять на них, вести переговоры.

Эмоциональный интеллект можно развивать самостоятельно. Например, распространенная проблема — неспособность услышать собеседника. Когда кто-либо входит в офис, вы, вместо того чтобы слушать, начинаете высказывать свои мысли. Если же постараться перестроиться и начать слушать собеседника при каждой возможности, то в скором времени этот навык войдет в привычку и вы автоматически, прежде чем высказываться самим, будете выслушивать других.

Современные организации также заинтересованы в развитии эмоционального интеллекта своих сотрудников. Для этого они проводят тимбилдинги, тренинги по коммуникациям и ведению переговоров или даже нанимают специальных коучей.

Настроение начальника

Великие лидеры пробуждают в нас страсть к великим делам и вдохновляют. При попытке объяснить, в чем же их секрет, чаще всего вспоминаются стратегии и яркие идеи. Но реальность примитивнее: великое лидерство возможно благодаря эмоциям. Неважно, какие у лидера намерения — создать стратегию или мобилизовать команду, успех зависит от того, как он это сделает. Первостепенная задача — правильно направлять эмоции, иначе все, что он делает, будет работать не так, как должно.