Владеющее социальной сетью «ВКонтакте» ООО «В Контакте» потребовало через суд запретить распространение программного обеспечения ООО «Дабл», обязать эту компанию за свой счет изъять из оборота указанный софт и уничтожить его на любых носителях. Такое ходатайство компания подала в Арбитражный суд Москвы в четверг, 11 июля, в ходе рассмотрения своего иска о защите смежных прав на базу данных.
«Дабл» (бренд Double Data) владеет софтом, который позволяет анализировать открытые данные пользователей социальных сетей (ФИО, возраст, увлечения и т.п.), в том числе «ВКонтакте», проводить оценку их кредитоспособности, выявлять риски мошенничества в интересах банков. Как отметил в ходе заседания юрист «В Контакте», назначенная судом экспертиза выяснила, что одна из программ «Дабл» — Double Search содержит данные 36 млн пользователей «ВКонтакте» (всего у соцсети 97 млн пользователей в месяц), эти же данные включены еще в две программы компании. Судья назначил следующее заседание на 30 августа.
Какие данные пользователей «ВКонтакте» собирает «Дабл», кто еще это делает и насколько это законно — в материале РБК.
Как судились «В Контакте» и «Дабл»
ООО «В Контакте» подало иск к «Дабл» в начале 2017 года. Суд первой инстанции отклонил иск, апелляционная инстанция встала на сторону «ВКонтакте», но кассация отменила предыдущие решения и отправила дело на новое рассмотрение. Спор шел о том, являются ли открытые данные из «ВКонтакте» базой данных, а их использование — нарушением интеллектуальных прав истца. В феврале этого года суд назначил по делу техническую экспертизу. Ее результаты должны представить на следующем заседании суда.
Кто еще собирает данные пользователей
Помимо «Дабл» сбором пользовательских данных занимается множество компаний, например ООО «Вонтрезалт» (владеет патентом на программу VKTracker), ООО «Синаптик» (Synaptic), сервисы DMP.ONE или LPTracker. Основная задача этих инструментов — определение персональных контактов посетителей сайтов (информация передается владельцам сайтов, что позволяет им в дальнейшем напрямую связываться с потенциальными клиентами).