РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как фармацевтический рынок изменят честные данные

Фармацевтика Цифровизация Прогнозы РБК
Виктория Андосова, основатель и генеральный директор российской ИТ-компании «ФармХаб», рассказывает, как цифровизация фармацевтической отрасли изменит рынок и почему это важно и для государства, и для потребителей, и для бизнеса

В ежегодном послании Федеральному собранию президент поставил задачу в течение трех лет отладить электронное взаимодействие между медицинскими учреждениями, аптеками, врачами и пациентами.

Четких данных пока ни у кого нет

Звучит удивительно, но в фармацевтической отрасли до сих пор нет четкого понимания, сколько каждая аптека продает товаров, какие препараты есть сейчас в наличии, а какие — отсутствуют.

Нет информации и о движении лекарств от производителя к покупателю. До сих пор бывают случаи, когда сотрудники аптек формируют заказы с помощью бумажных каталогов и по телефону, а отчеты о продажах пишут от руки. Из-за этого информация искажается. Реальные и официальные данные могут расходиться более чем вдвое.

Это происходит, потому что по пути к производителю они проходят через несколько рук: аптека — аптечная сеть — маркетинговая ассоциация — поставщик — производитель — головной офис производителя. На каждом из этапов возможны как случайные искажения, так и подлог. Это приводит аналитиков крупных производителей к неверным выводам о реальном состоянии рынка и его потребностях.

По нашим оценкам, в некоторых случаях до половины отчетов так или иначе искажается. В этих неточностях порой даже заинтересованы: аптеки — чтобы выполнить маркетинговый контракт и получить деньги в конце квартала; менеджеры — чтобы выполнить KPI и получить бонусы; и дальше — по цепочке.

Порочный круг недостоверной отчетности в итоге ставит под удар любые прогнозы по загруженности производственных мощностей, объемам того или иного лекарственного средства, необходимого рынку, и т.п. В результате количественные показатели возможных потерь производителей могут превысить весь объем маркетинговых контрактов с аптеками.

Цифровизация покажет реальную картину продаж, что поможет в конечном счете сделать отрасль прозрачной.