РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Далеко на Север: как государство стимулирует инвестиции в Арктику

Инвестиции Право Статьи Deloitte
Опубликованы законопроекты о мерах господдержки предпринимателей в Арктике. Руководитель Deloitte во Владивостоке Никита Сошников поясняет, какие налоговые льготы, порядок налогообложения и регулирования трудовых отношений предусмотрены законодательством
Фото:Егор Алеев / ТАСС
Фото: Егор Алеев / ТАСС

Русская Арктика: потенциал развития

Арктика — приоритетное направление государственной политики РФ. Повышенное внимание к региону связано с его экономическим потенциалом и развитием в Арктике новых инвестиционных проектов, например:

  • потенциал для развития ресурсного сектора в условиях постепенного исчерпания континентальной базы: на Арктику приходится около 25% мировых неразведанных запасов;
  • развитие Северного морского пути и создание новых транспортно-логистических систем в Арктике может открыть прямую дорогу к северным морям, проложив альтернативные транзитные пути и по-новому направив потоки мировой торговли. Это поможет доставлять грузы из европейской в азиатскую часть быстрее, чем традиционным маршрутом через Суэцкий канал. Для России это также означает расширение присутствия на рынках стран — импортеров энергоресурсов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР);
  • Арктика — одно из перспективных направлений развития въездного и внутреннего туризма.

Географические границы Арктической зоны

В состав Арктической зоны входят:

  • территории Мурманской области, Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа;
  • часть муниципальных образований Республики Карелия;
  • городской округ «Воркута» (Республика Коми);
  • некоторые муниципальные образования Республики Саха (Якутия);
  • часть муниципальных образований, входящих в состав Красноярского края;
  • некоторые муниципальные образования Архангельской области.

Государственная поддержка резидентов Арктической зоны

В рамках стратегии развития Арктики опубликован пакет законопроектов о мерах государственной поддержки организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Арктической зоны. Законопроект определяет правовой режим Арктической зоны, а также меры государственной поддержки его резидентов. Предусматривается трехуровневая система управления Арктической зоной:

  • Государственная комиссия по вопросам развития Арктики будет осуществлять общее управление;
  • Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики будет осуществлять нормативно-правовое регулирование, а также координацию деятельности управляющей компании;
  • Корпорация развития Дальнего Востока будет выполнять управленческие и административно-хозяйственные функции.

Получить статус резидента Арктической зоны смогут юридические лица или индивидуальные предприниматели (ИП), зарегистрированные на территории Арктической зоны и заключившие с управляющей компанией — Корпорацией развития Дальнего Востока — соглашение об осуществлении деятельности на территории Арктической зоны.

Фото: Лев Федосеев / ТАСС
Фото: Лев Федосеев / ТАСС

Чтобы получить статус резидента Арктической зоны, компании и ИП должны:

  • планировать реализацию нового инвестиционного проекта или ведение нового вида предпринимательской деятельности;
  • оценивать планируемый объем капитальных вложений не менее чем в 500 тыс. руб. При определении объема капитальных вложений учитываются затраты на создание и приобретение амортизируемого имущества, а именно: затраты на новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных средств, реконструкцию зданий, приобретение машин, оборудования.

Резиденты Арктической зоны получат различные формы государственной поддержки, включая:

  • налоговые льготы;
  • особый порядок обеспечения государственного контроля;
  • особые правила ведения градостроительной деятельности;
  • особый порядок таможенного регулирования (включая применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны);
  • особые правила регулирования трудовой деятельности лиц, работающих у резидентов Арктической зоны;
  • возможность заключения концессионных соглашений без участия в конкурсе.

Налоговые льготы для резидентов Арктической зоны

Для резидентов Арктической зоны предусмотрены следующие льготы:

  • ставка налога на прибыль, подлежащего перечислению в федеральный бюджет, — 0% (для резидентов, осуществляющих добычу углеводородного сырья на новых морских месторождениях на Арктическом континентальном шельфе РФ, — 3%), ставка налога на прибыль, подлежащего перечислению в региональный бюджет, может быть снижена по решению субъекта РФ до 7%;
  • возможность применения повышающего коэффициента 3,5 в отношении расходов на проведение геолого-разведочных работ при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;
  • ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в размере 0% в отношении природного газа, добываемого и используемого исключительно для производства сжиженного природного газа в рамках одного соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности в Арктической зоне, на 12-летний срок;
  • понижающие коэффициенты НДПИ при соблюдении отдельных условий и для отдельных видов полезных ископаемых;
  • освобождение от уплаты налога на имущество в отношении объектов, созданных или приобретенных в целях выполнения соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности в Арктической зоне и расположенных в Арктической зоне;
  • освобождение от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, расположенных в Арктической зоне и используемых в целях выполнения соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности;
  • возможность применения заявительного порядка возмещения НДС;
  • пониженные тарифы страховых взносов в отношении базы для исчисления страховых взносов для физических лиц, занятых на новых рабочих местах: на обязательное пенсионное страхование — 6%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 1,5%, на обязательное медицинское страхование — 0,1%.

Кроме того, предлагается распространить на резидентов Арктической зоны «дедушкину оговорку» — общемировой принцип защиты инвестора от изменения законодательства, согласно которому положение налогоплательщика не может ухудшиться, пока он сохраняет статус резидента Арктической зоны.

Фото: Лев Федосеев / ТАСС
Фото: Лев Федосеев / ТАСС

Особый порядок налогообложения для реализации арктических инвестиционных проектов

Участники арктических инвестиционных проектов (АИП) смогут исчислять НДПИ по ставке 0% в отношении добытых ими полезных ископаемых. Статус участника присваивает Государственная комиссия по вопросам развития Арктики.

Инвестиционный проект будет признан арктическим при соблюдении следующих условий:

  • цель проекта — создание объектов транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной, социальной, инновационной и иных инфраструктур в Арктической зоне РФ;
  • эксплуатация объектов инфраструктуры осуществляется исключительно российской организацией, добывающей полезные ископаемые в Арктической зоне;
  • объекты инфраструктуры безвозмездно передаются участником АИП эксплуатирующей организации;
  • эксплуатирующая организация и участник АИП — взаимозависимые лица;
  • объем капитальных вложений в создание инфраструктуры — не менее 100 млрд руб.;
  • АИП реализуется единственным участником.

Таможенная процедура свободной таможенной зоны

Процедура свободной таможенной зоны (СТЗ) позволяет ввозить товары — оборудование и запчасти — без уплаты таможенных пошлин и применимых налогов. Для Арктической зоны будут использоваться стандартные правила в отношении СТЗ, установленные Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, с отдельными исключениями.

В частности, для СТЗ на территории Арктической зоны будут действовать следующие правила:

  • декларантом товаров (оборудования, запчастей) может быть только резидент Арктической зоны;
  • на участке резидента Арктической зоны должна быть создана, обустроена и оборудована зона таможенного контроля;
  • товары должны использоваться в рамках инвестиционной деятельности;
  • резидент Арктической зоны должен вести учет товаров, помещенных под СТЗ, с применением автоматизированной системы учета товаров.

Особенность СТЗ в Арктической зоне — возможность присвоения статуса логистических и портовых особых экономических зон (ОЭЗ) отдельным территориям Арктической зоны. Аналогичные правила сейчас действуют в отношении СТЗ для свободного порта Владивосток.

СТЗ в логистических и портовых ОЭЗ имеет некоторые особенности:

  • не нужно декларировать товары, перемещаемые через такие ОЭЗ, кроме отдельных случаев, например, при ввозе товаров для строительства объектов инфраструктуры на портовых и логистических участках;
  • товары, помещенные под СТЗ или изготовленные с использованием таких товаров, могут перемещаться и использоваться только на территориях/участках резидентов Арктической зоны, за исключением некоторых случаев, например, при вывозе для проведения ремонтных работ;
  • по общему правилу, если необходимо вывезти товары на остальную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) или за его пределы, действие процедуры СТЗ должно быть завершено (помещение под процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой таможенных платежей, помещение под процедуры экспорта/реэкспорта).

Особые правила регулирования трудовых отношений в Арктической зоне

Работодателям — резидентам Арктической зоны не требуется получение разрешений на привлечение и использование иностранных граждан. Кроме того, разрешения на работу в Арктической зоне иностранным гражданам выдаются без учета квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, а также квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу.

Комментарий эксперта

Эксперты Deloitte из Департамента консультирования по налогообложению и праву — о необходимости доработки текущего пакета законопроектов.

«В частности, необходимо уделить внимание таким возможностям, как:
1) устанавливать ставку НДПИ в размере 0% для проектов по добыче углеводородов в Арктической зоне;
2) предоставлять налоговые льготы до начала создания объектов инфраструктуры;
3) дифференцировать условия ведения деятельности в разных районах Арктической зоны.
Реализация инвестиционного потенциала Арктической зоны позволит на качественно новом уровне развивать регион и расширить перспективы реализации новых нефтегазовых проектов».