РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

PwC проанализировала качество жизни в Москве за пять лет

В чем российская столица уступила Лондону и опередила Шанхай
Недвижимость Жилая недвижимость Исследования РБК
Аналитики PwC подсчитали, как изменилось качество жизни в Москве за пять лет. Квартиры в ней хотя и подешевели, но все еще менее доступны, чем в Лондоне. Российская столица лидирует по площади парков, но отстает по плотности дорог
Фото:Александр Кадников / ТАСС
Фото: Александр Кадников / ТАСС

Консалтинговая компания PwC по заказу Московского урбанистического форума подготовила отчет о качестве жизни в российской столице в сравнении с другими мегаполисами мира (есть в распоряжении РБК). Российскую столицу сравнили с 11 мегаполисами, в том числе Нью-Йорком, Лондоном, Сингапуром, Сан-Паулу. Самый малонаселенный город в исследовании — Берлин, в котором проживают 3,6 млн человек, самый густонаселенный — Шанхай с 26,1 млн человек. Население Москвы, по официальным данным, — 12,5 млн человек.

Мегаполисы сравнивались по четырем направлениям — доступности жилой недвижимости и коммунальных услуг, уровню благоустройства города, развитию транспортной системы и обеспеченности коммерческой недвижимостью. В отчете также анализируется, как эти показатели изменились за пять лет, с 2014 по 2018 год.

В каких областях Москва лидирует, а где стала аутсайдером — в обзоре РБК.

Москвичи живут теснее шанхайцев

В Москве ежегодно строится более 3 млн кв. м жилья, но в расчете на одного жителя города это немного, за прошлый год было построено 0,28 кв. м на одного москвича. В результате уровень обеспеченности жилой площадью остается сравнительно низким по сравнению с другими мегаполисами: Москва заняла восьмое место по обеспеченности жильем в исследовании PwC. С учетом строительства индивидуальных жилых домов обеспеченность жильем в Московском регионе (Москва и область) находится примерно на одном уровне с Токио — 25,2 кв. м на человека, но если считать только город, то этот показатель составляет 20 кв. м.

Показатель, к которому стремится Москва, — 35 кв. м на человека, напоминает управляющий партнер ILM Андрей Лукашев. «Но в ближайшие годы столица вряд ли достигнет этого показателя. К тому же для оценки сейчас недостаточно простого подсчета площади, важнее качество этих метров», — говорит Лукашев. По словам Хазема Галяля, руководителя международной практики PwC по оказанию консультационных услуг муниципальным и местным органам власти, увеличить московские показатели как по объему, так и по качеству в будущем должна программа реновации жилья.

Качество жизни все меньше и меньше определяется личными метрами, уверена директор департамента консалтинга и аналитики Knight Frank Ольга Широкова. По ее словам, если десять лет назад урбанисты были уверены, что для комфортной жизни необходимо 30, а лучше 40 кв. м, и приводили в пример крупные европейские города, то в последние годы этих оценок почти не слышно. «В эпоху sharing economy (экономика совместного потребления. — РБК) на первый план выходят инфраструктура, общественные пространства, транспортная доступность. И большой вопрос, что комфортнее — 40 личных квадратных метров или 20 кв. м личной площади и еще 5 кв. м общественных пространств, ТРЦ и т.д.», — поясняет Широкова.

Квартиры в Лондоне доступнее московских

По данным PwC, по сравнению с 2014 годом в Москве стало проще купить квартиру: российская столица поднялась с восьмого на седьмое место по уровню индекса доступности покупки жилья. Для расчета этого индекса аналитики сравнили доходы среднестатистического домохозяйства с расходами на покупку квартиры в ипотеку. При этом покупка жилья для жителей большинства мегаполисов (Лондона, Берлина, Нью-Йорка и других) доступнее, как и аренда. По доле доходов, которые нужно тратить, чтобы снять квартиру, Москва вошла в пятерку. Несмотря на то что за последние пять лет стоимость аренды в столице в среднем снижалась на 3,7% в год, в 2018-м москвичи тратили на аренду однокомнатной квартиры 54% дохода (без учета аренды квартир в центре города), что больше, чем в Нью-Йорке и Токио.

Зато жители российской столицы могут похвастаться экономичностью потребления коммунальных услуг. Москвичи используют меньше всего электроэнергии — почти в четыре раза меньше, чем жители Нью-Йорка. В среднем за пять лет объем потребления электричества снижался на 2,5% в год. По данным PwC, москвичи тратят на электричество 0,5% своего дохода — это самый низкий показатель среди всех городов.

Москва стала второй по экономичности потребления холодной воды на человека — 133 л в день. Меньше используют только жители Берлина (117 л), а Нью-Йорк и по этой статье расходов первый — 435 л. Тарифы на воду при этом в Москве сравнимы с тарифами в Нью-Йорке — $8,8 против $8,3 за 200 л ежедневного потребления.

Рядом с 40% квартир нет мест досуга

Для анализа благоустройства города в PwC изучили как распространенность парковых зон, так и технологическую оснащенность. Москва заняла первое место по площади зеленых зон на человека — 68,6 кв. м. При этом парки, скверы и леса хорошо распределены по городу, и в итоге 90,1% москвичей живут в 300 м от какого-нибудь парка или сквера площадью не меньше 0,5 га, подсчитали в PwC.

Хуже ситуация с культурно-досуговыми объектами — к ним относятся как музеи, театры, концертные залы, библиотеки, так и бары, рестораны и т.п. В шаговой доступности (500 м и меньше) от них живут 61,2% жителей Москвы. Но в целом по сравнению с другими мегаполисами этот показатель оказался выше среднего, и Москва заняла пятое место — ниже Берлина и Нью-Йорка, но выше Лондона.

К показателям благоустройства в PwC отнесли также длину велодорожек. В Москве она с 2011 года выросла в девять раз — с 28 км до 250 км, но все равно российская столица оказалась лишь на 11-м месте по этому показателю. Больше всего инфраструктура для велосипедистов развита в Шанхае, где 1961 км велодорожек.

Москва вошла в тройку лидеров по числу бесплатных точек доступа Wi-Fi (7,3 тыс.) и по числу городских камер видеонаблюдения (168 тыс.). Больше всего точек бесплатного интернета в Сингапуре и Сеуле — 20 тыс. и 8,7 тыс. соответственно. В тройку лидеров по оснащению городскими камерами видеонаблюдения попали Лондон, Пекин и Шанхай, где их установлено 500 тыс., 430 тыс. и 200 тыс. соответственно.

С помощью камер появилась возможность вести видеомониторинг города и следить за обстановкой в режиме реального времени, отмечают в PwC. Российская столица использует их в том числе для видеоаналитики дорожного трафика. 11 нейронных сетей обрабатывают 80% материалов с дорожных камер, распознавая нарушения. В результате такого внедрения 90 сотрудников были заменены системой искусственного интеллекта, рассказал руководитель центра организации дорожного движения Москвы Вадим Юрьев во время выступления на Московском урбанистическом форуме.

Меньше машин, больше метро

Москва находится только на восьмом месте по плотности улично-дорожной сети, но на втором — по вводу дорог. В прошлом году в российской столице было построено 127,8 км дорог. На первом месте Пекин с 132 км, на третьем — Нью-Йорк с 91 км. Однако по половине анализируемых городов в принципе не представлено данных о вводе дорог в 2018 году.

Уровень автомобилизации в Москве снижается в среднем на 0,3% в год: по итогам 2018 года на тысячу жителей в столице было зарегистрировано 316,6 машины (учитывая автомобили компаний), подсчитали в PwC.

В административных границах Москвы уровень автомобилизации действительно мог снизиться, но эти расчеты не совсем корректны, поскольку в этом вопросе стоит учитывать всю московскую агломерацию, говорит директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов ВШЭ Константин Трофименко. «Я уверен, что если брать цифры вместе с Подмосковьем, то мы увидим рост автомобилизации, а не падение. Сейчас в часы пик на дорогах Москвы автомобили из области составляют примерно 50%», — поясняет Трофименко. Кроме того, показатель автомобилизации лучше учитывать не сам по себе, а по отношению к площади асфальта общего пользования, которая приходится на одну машину.

Стоимость владения автомобилем в Москве, по данным PwC, снижается на 0,7% в год, но при этом составляет 81,7% от среднего годового дохода, который, по данным Росстата, в столице в прошлом году составил 750 тыс. руб. Чтобы рассчитать стоимость владения автомобилем, аналитики посчитали 1/5 от покупки Toyota Corolla или аналогичного автомобиля (исходя из предполагаемого срока эксплуатации пять лет), прибавили налоги, регистрационные сборы, а также затраты на топливо, техобслуживание, страхование, парковку и т.п.

Сеть общественного транспорта Москвы в прошлом году перевезла 5 млрд пассажиров, в том числе 2,5 млрд человек проехали в метро. Среднее количество поездок на общественном транспорте одного москвича составило 396 в год. Однако этот показатель, по словам Трофименко, носит технический характер и не может характеризовать качество жизни. Чтобы посчитать, как часто москвичи действительно используют общественный транспорт, мало просто показать отношение пассажирооборота к населению города, уверен эксперт.

Доступные офисы и далекие торговые центры

В Москве 17,4 млн кв. м качественной офисной недвижимости, что ставит российскую столицу на шестое место по этому показателю. В среднем объем офисов в Москве растет на 4,4% в год. «Большинство рабочих мест в России относится к категории офисных работников (белых воротничков), поэтому для здорового развития экономики необходима достаточная обеспеченность офисными площадями высокого качества», — поясняется в отчете PwC.

Москва входит в пятерку городов с самой доступной арендой офисов — средняя ставка аренды офиса составляет $454 за 1 кв. м в год. При этом из-за девальвации рубля за последние пять лет среднегодовое снижение ставки составило 18%. Дороже всего арендовать офис в Лондоне — $1,5 тыс. за 1 кв. м в год, дешевле всего — в Сан-Паулу, где годовая аренда 1 кв. м обойдется в $284.

По уровню обеспеченности горожан площадями в торговых центрах Москва занимает только десятое место, но с учетом торговых центров на расстоянии 10 км от МКАД за административными границами Москвы — пятое.

Москва и среди российских городов занимает, по данным Knight Frank, только пятое место по обеспеченности торговыми площадями. Больше всего торговых площадей приходится на жителей Самары, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и Петербурга. В PwC напоминают, что дополнительный стимул для развития торговой и офисной недвижимости в Москве могут дать льготы для застройщиков, которые будут возводить коммерческую недвижимость за пределами ТТК. Ввести их обещают в ближайшее время.