Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 90₽ 30₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Лента новостей
PRO Все новости
Глава Melon Fashion Group Михаил Уржумцев: зачем мы купили Sela Потребительские товары, 16 авг, 17:49 Налоговый квест: как стать резидентом территории опережающего развития Право, 16 авг, 16:36 Дроны в бизнесе. Дайджест иностранных СМИ AI, 16 авг, 15:56 Трансформация бренд-менеджмента: Agile-подход в FMCG-индустрии Потребительские товары, 16 авг, 14:53 «Потребитель меняется»: Тихон Смыков — о циничных покупателях Интернет-торговля, 16 авг, 13:42  Особенности национального устойчивого развития Право, 16 авг, 13:21 Коммерческий тендер с нуля: как новичку получить заказ Интернет-торговля, 16 авг, 12:22 Дело не в пиве: почему пора прекратить открывать однотипные крафт-бары Рестораны, 16 авг, 11:49 Зона ГЧП: как частный бизнес мог бы использовать труд осужденных Право, 16 авг, 10:51 Назад к бумаге: как дети и кофе спасают бизнес китайских книготорговцев Интернет-торговля, 16 авг, 10:05 Найти и обезвредить: как ИИ следит за аномальным поведением сотрудников AI, 16 авг, 10:02 Силовой ресурс: как материалы уголовных дел «работают» в арбитраже Право, 16 авг, 08:54 Чем популярность онлайн-кредитов страшна для экономики Китая — Bloomberg Финансы, 16 авг, 08:09 Что происходит на рынке труда в корпоративном ИT: обзор Hays HR, 15 авг, 17:57
 
0 
Как помешать продавцам контрафакта паразитировать на вашем бренде
Право
Как действовать, если ваш товарный знак используется незаконно, рассказывает Анна Киндеева, адвокат, партнер МГКА «Минеев и партнеры»

Пример из практики

Производитель одежды обнаружил в московском гипермаркете кожаные куртки, незаконно промаркированные его товарным знаком. Стоимость курток, купленных в ходе контрольной закупки, составила около 10 тыс. руб. Производитель подал в суд иск против торговой сети. С нее взыскали более 30 млн руб. за незаконное использование бренда. Одновременно наказали импортера контрафактного товара.

Для начала определимся с понятиями.

Контрафакт — это использование тождественного (похожего) или сходного до степени смешения товарного знака на однородных товарах без разрешения правообладателя.

Правообладатель — это юридическое лицо (представитель бизнеса).

Нарушитель — юридические лица; как правило, это продавцы контрафактного товара: магазины, торговые центры и др.

В случае обнаружения контрафакта правообладателю нужно предпринять следующие шаги.

1. Выбрать защитника, который будет представлять его интересы в административных органах или в суде.

Судебные споры, связанные с защитой товарного знака, подведомственны Арбитражному суду. Представлять интересы бизнеса в суде по арбитражным делам могут:

  • юрист

Если вы как правообладатель выбираете для защиты своих интересов юриста, обязательно проверьте, что он хорошо разбирается как в материальном, так и в процессуальном праве; изучите его кейсы (важно наличие успешных); уточните номера судебных дел, в которых он участвовал; проанализируйте опыт работы и специализацию (она должна включать защиту товарных знаков).

  • адвокат или патентный поверенный

Если вы нанимаете адвоката, обратите внимание на его специализацию и результат судебной практики. Вы можете также выбрать патентного поверенного, но при сборе доказательств у него будет намного меньше полномочий, чем у адвоката. К примеру, адвокат может направлять организациям адвокатские запросы об информации. При этом по закону организации обязаны будут отвечать. При этом действующим законодательством не предусмотрено запросов от патентных поверенных.

  • не юрист

Юридические услуги могут оказывать и обычные граждане, но в этом случае вы вряд ли сможете рассчитывать на качественную защиту, так как сфера строится на рыночных отношениях и мало регулируется.

2. Сформировать доказательную базу

Правообладатель должен сформировать доказательную базу. В нее могут входить:

  • письменные и вещественные доказательства нарушения его прав,
  • объяснения участников дела,
  • заключения экспертов,
  • показания свидетелей,
  • аудио- и видеозаписи.

Доказательства нужно подбирать так, чтобы суд смог установить нарушение прав владельца на товарный знак. Не стоит забывать, что оппонент будет искать лазейки в законодательстве. Например, может попытаться оспорить товарный знак по различным основаниям. К этому нужно готовиться заранее.

3. Подтвердить торговлю контрафактом

а) Если незаконная торговля происходит офлайн, правообладателю надо:

  • сделать контрольную закупку контрафакта

Контрольную закупку можно фиксировать на фото или видео (согласия человека, которого снимают, не требуется). Можно фотографировать или снимать на видео торговый зал, ценники, свидетельские показания.

  • собрать документы о контрольной закупке

По итогам закупки у правообладателя должен быть ККМ-чек или товарный чек. Эти документы указывают на продавца контрафакта — того, кого нужно привлекать к ответственности. В чеке всегда указано наименование, ИНН и адрес продавца. Дополнительно можно запросить у продавца сертификаты качества продукции, декларации соответствия и пр.

Пожалуйста, представьтесь, чтобы получить бесплатный доступ