РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Алим Бишенов

Подлинная проблема: как в российские магазины попадает одежда от Abibas

Ретейл Одежда и обувь Право Статьи РБК
В 2018 году таможенники изъяли на границе контрафакт, из-за ввоза которого в РФ правообладатели могли понести ущерб на 6,8 млрд руб. По каким схемам в РФ попадает одежда Pamu и Abibas, и почему этот поток не остановить

Для начала разберемся с тем, что такое контрафакт и каким он бывает.

Контрафактом называются товары, этикетки, упаковки, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение.

Проще говоря, есть две категории контрафакта:

  1. Подделка — товар, на котором незаконно размещены товарные, фирменные знаки, логотипы, оригинальные названия. Такой товар часто вводит потребителя в заблуждение, потому что визуально его нельзя отличить от оригинального. Потребитель принимает подделку за оригинал, чем охотно пользуются недобросовестные продавцы.
  2. Имитация — продукция, выпущенная путем частичного копирования или стилистического заимствованния дизайна (товарного знака). Например, недобросовестные производители превращают надпись Puma в Pamu, а Adidas в Abibas.

Также существуют параллельный, или, как его часто называют, серый импорт (поставки оригинальных товаров без официального разрешения на импорт или экспорт) и пиратство (распространение копий без согласования с правообладателем, то есть с нарушением авторских прав. Это могут быть мультимедийная продукция, книги, компьютерные программы и прочее). По сути и содержанию они иногда не попадают под определение контрафакта, тем не менее нарушают права интеллектуальной собственности, авторские и смежные права, права изобретательские и патентные, чем причиняют правообладателю огромный прямой материальный ущерб и наносят вред репутации.

Как в России наказывают за ввоз и продажу контрафакта

За продажу и распространение контрафактной продукции на территории РФ предусмотрено несколько видов ответственности:

  1. Уголовная ответственность наступает за неоднократные правонарушения, а также причинение крупного ущерба. Преступление наказывается штрафом до 200 тыс. руб., обязательными, принудительными или исправительными видами работ. Особо крупное распространение контрафактного товара (более, чем на 1 млн руб.) может наказываться лишением свободы на срок до шести лет.
  2. Гражданско-правовая ответственность предусматривает изъятие партии товара из оборота и уничтожение без какой-либо компенсации продавцу. За неоднократные нарушения возможна ликвидация юридического лица. Суд может обязать продавца выплатить владельцу товарного знака компенсацию или возместить убытки в зависимости от размеров ущерба.
  3. Административная ответственность предусматривает наложение штрафов и параллельное изъятие контрафактных товаров. Размер штрафа составляет до 2 тыс. руб. для физических лиц, от 10 тыс. до 20 тыс. руб. — для должностных лиц, от 30 тыс. до 40 тыс. руб. — для юридических лиц.

Исходя из имеющейся практики, уголовное наказание применяется редко, то есть реальные сроки за распространение контрафактной продукции практически не назначаются, в основном применяются штрафы, реже условное осуждение. Что касается административной практики, зачастую суд выносит постановление о наложении штрафа (как правило, 5 тыс. руб.) и уничтожении контрафактной продукции.

Участники споров нередко стараются решить вопросы в досудебном порядке. Виновная сторона возмещает правообладателю ущерб. На этом этапе также возможно заключение мировых соглашений.

Например, правообладатель предлагает правонарушителю отказаться от продажи контрафакта и в дальнейшем покупать оригинальную продукцию у официальных дилеров, то есть дает возможность продолжить бизнес, но уже легальными способами, с заключением официальных договоров. Однако впоследствии продавцы часто нарушают договоренности, реализуя легальный товар наряду с контрафактом.

В 2018 году сотрудники МВД РФ провели оперативно-профилактические мероприятия «Контрафакт», в ходе которых:

  • обнаружили 242 преступления,
  • привлекли к уголовной ответственности 13 лиц,
  • пресекли 3,2 тыс. административных правонарушений,
  • из незаконного оборота изъяли свыше 1,8 млн единиц фальсифицированной и контрафактной продукции.

Сотрудники Федеральной таможенной службы за аналогичный период:

  • обнаружили 16,2 млн единиц контрафактной продукции,
  • завели 1255 дел об административных правонарушениях в сфере интеллектуальной собственности.
  • Сумма ущерба, который могли понести правообладатели, составила 6,8 млрд руб.

Предметами правонарушений чаще всего являются этикетки (бирки) известных торговых марок, пищевые пакеты, автозапчасти, биологически активные добавки, медицинские изделия, упаковочные материалы, алкогольная и табачная продукция, леска, бритвенные станки, парфюмерная продукция и товары легкой промышленности.

По данным Минпромторга, на территории РФ на долю контрафакта приходится более трети рынка в сегменте легкой промышленности. Сюда не входит серая продукция, импортируемая из стран Средней Азии. Примерный оборот так называемого серяка из стран Евразийского экономического союза составляет 30% от всего импорта.

В Китае есть завод, на котором отшивают футболки известного европейского бренда. Правообладатель заключил договор на пошив 100 тыс. единиц продукции по цене $1 за единицу. Тем временем завод изготавливает 150 тыс. единиц продукции, из которых 100 тыс. отдает правообладателю. Тот впоследствии реализует их через свою сеть по $100 за единицу продукции. Таким образом, у завода остаются 50 тыс. единиц неучтенной продукции (по сути, оригинальной, произведенной из материала, предоставленного правообладателем) — вот они-то и попадают на рынки, в небольшие магазины, реже — в респектабельные бутики. Однако стоимость единицы продукции начинается уже от $30.

Преступные схемы