Страхи производителей
Эксперты и отраслевое сообщество заинтересованы в прослеживаемости товаров, но сейчас всех пугает недостаток информации. Не все компании понимают, как будет реализована техническая интеграция с Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ), как маркировка будет функционировать параллельно с электронной ветеринарной сертификацией через систему «Меркурий», с помощью которой уже можно контролировать происхождение продукции. Введение Россельхознадзором еще одного инструмента маркировки пока непонятно представителям молочного бизнеса.
Маркировка и прослеживаемость: как это работает
Существует международный стандарт маркировки — GS1. Он содержит комплексные правила идентификации продуктов различными кодами для разных ситуаций: для готовой продукции, ее переделов, для условий производства и перевозки. Например, в стандарте GS1 есть представление в виде привычной для всех «зебры», или EAN13 кода GTIN (Global Trade Item Number), который есть на каждой банке с йогуртом или молоком. В этом коде есть информация о виде товара (артикуле), из которого можно узнать страну происхождения, производителя, наименование и описание продукта. Кроме того, с помощью стандартов GS1 можно проводить трекинг — отслеживать движение и местонахождение продукта или всей партии на пути к прилавку магазина, идентифицировать продукцию в цепи поставки по номеру партии, сроку годности, температурному режиму хранения. Трекинг активно используют во многих странах, когда необходимо отозвать продукцию.
Когда речь идет о прослеживаемости, имеется в виду поштучная идентификация, когда на любой бутылке молока будет свой уникальный код. По нему бутылку будут учитывать не только в системах производителя, но и в общей системе прослеживаемости, которая передает все данные по передвижению продукта государственной системе «Честный знак». Такая маркировка позволяет конечному потребителю с помощью приложения увидеть корову, из молока которой был сделан йогурт, узнать качество полученного молока и какие компоненты добавили на всех этапах.