РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Павел Решетников

Вечная борьба за сантиметры на полке: как остановить войну мерчандайзеров

Ретейл Продуктовый ретейл Дрогери Маркетинг Логистика Статьи РБК
О том, как современные технологии позволяют решать проблему отсутствия товара на полке, и жизнеспособна ли модель универсального мерчандайзера

Ежегодно, по данным The Wall Street Journal, из-за отсутствия товара на полке (от английского Out-Of-Stock, далее — OOS) торговые сети теряют $634 млрд. Один из главных способов борьбы с этой проблемой — мерчандайзинг. Мерчандайзер — это глаза и руки производителя в точке продаж. Но у этой системы есть свои ограничения: время на переезды между точками, война за место на полке, приезд специалиста до поставки товара. Что поможет справиться и с этими трудностями?

Ретейл в автоматическом режиме

Борьба с OOS станет главным трендом для розничных сетей на горизонте нескольких лет. Об этом уже говорили «Магнит», «Пятерочка», «Дикси» и другие ретейлеры. Большинство российских сетей сегодня озабочены поиском технологии, способной отслеживать остатки на складах и делать дозаказы в автоматическом режиме. На практике она может выглядеть по-разному: где-то это так называемая алертинговая система, подающая сигнал менеджменту торговой точки об исчерпании запасов продукта, где-то это Telegram-канал, кто-то даже разрабатывает собственное мобильное приложение.

Рынок ждет мультифункциональное решение, объединяющее в себе и рабочий инструмент для мерчандайзеров, и систему контроля остатков. Хорошо бы интегрировать сюда еще и технологию распознавания фотографий, способную сравнить ситуацию на полке в реальном времени с планограммой и показать, каких именно позиций и брендов не хватает. Самые продвинутые в этой отрасли проекты — международные Planorama и Trax, довольно дорогие и негибкие технологии. Поэтому в России уже появилось несколько локальных решений, способных предоставлять достаточно высокий уровень распознавания и клиентского сервиса, а заодно и интегрироваться с различными системами, в которых мерчандайзеры работают ежедневно.

Но не только ретейлеры ищут технологии, способные избавить торговые точки от пустующих полок. Производители товаров заинтересованы в этом не меньше. Крупные бренды все еще стараются решать проблему OOS силами живых людей — мерчандайзеров в точках продаж. Но у такого решения есть свои ограничения.

Война за место на полке

Полных и достоверных исследований, подтверждающих пропорциональную связь продаж и величины занимаемого на полке места, нет. Но большинство производителей сегодня все равно стараются увеличить собственное присутствие на полке за счет конкурентов. Несмотря на утвержденную на годовых переговорах планограмму или долю полки, ежедневно мерчандайзеры разных производителей пытаются расширить выкладку своих брендов, сужая при этом пространство конкурирующих. И таких итераций в рамках одного магазина ежедневно может быть несколько: в зависимости от числа мерчандайзеров, посещающих торговую точку. Утром мерчандайзер бренда А отвоевал у конкурентов дополнительные 5 см, а вечером специалист бренда Б вернул проигранные позиции и даже расширил свои владения с обеих сторон.