Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 90₽ 30₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Лента новостей
PRO Все новости
Мобильный террор: как сервис доставки разозлил курьеров — Bloomberg HR, 19 июл, 17:21 Ближе к звездам: космос для бизнеса. Дайджест иностранных СМИ IT, 19 июл, 16:35 Далеко на Север: как государство стимулирует инвестиции в Арктику Право, 19 июл, 15:27 Гендиректор «Ленты» Герман Тинга – о новой реальности российского ретейла Потребительские товары, 19 июл, 14:25 Ваш иск оплачен: как небольшим компаниям без нужных связей выиграть суд Право, 19 июл, 13:15 «Умный» HR: технологии интеллектуального управления персоналом IT, 19 июл, 12:15 Не ждали: что делать при внеплановой налоговой проверке Право, 19 июл, 11:02 Жонглирование словами: как отличить искусственный интеллект от подделки AI, 19 июл, 10:01 Спор из-за повышенных задним числом налогов дошел до Верховного суда Недвижимость, 19 июл, 09:03 Прогресс вместо стресса: зачем в компаниях практикуют майндфулнесс Менеджмент, 19 июл, 08:59 Почему автогиганты отказываются от обаятельных малолитражек — Bloomberg Промышленность, 19 июл, 08:04 Мохнатая лапа в правительстве: как робот-мишка встретился с Путиным AI, 19 июл, 07:59 Похлопайте коллегу по плечу виртуально: как организовать удаленку HR, 18 июл, 17:58 Что цифровые технологии значат для строителей Строительство, 18 июл, 16:01
 
0 
Особенности поставок мяса за рубеж: кейсы от российских производителей
Сельское хозяйство Пищевая промышленность
Любят ли в Китае отечественную курятину, реально ли наладить экспорт высокотехнологичной сельхозпродукции в страны ЕС, как отправить яйца в страны Персидского залива и есть ли перспективы на международных рынках у российских производителей мяса?

«Если бы десять лет назад сказали, что РФ будет экспортировать сельхозпродукции на $25,7 млрд в год, мы бы рассмеялись в лицо», — заявил в ходе последней прямой линии президент РФ Владимир Путин. Экспорт российского продовольствия третий год подряд бьет рекорды по динамике, ежегодно увеличиваясь в среднем на 16–17% как в натуральном выражении, так и в стоимостном. Результаты подтверждают планы развития отрасли, зафиксированные в майском указе президента и прописанные в программном проекте «Экспорт продукции АПК»: к 2024 году экспорт российской сельхозпродукции должен вырасти до $45 млрд.

Традиционными драйверами российского экспорта сельхозпродукции являются зерновые, рыба и морепродукты, растительные масла, маслосемена. Они же по-прежнему составляют значительную долю зарубежных поставок. На эти категории приходится до 2/3 всего российского экспорта сельхозпродукции.

Значительную активность в деле развития экспортных продаж в последний год развили производители мяса и субпродуктов, особенно мяса птицы, увеличившие в 2018 году объемы зарубежных поставок по сравнению с 2017 годом на 19,2%, до 309 тыс. т. По итогам 2018 года доля экспорта мяса и субпродуктов достигла, по разным оценкам, 1,6–1,9% в общем объеме экспорта, хотя еще пять лет назад она не превышала 0,2%, констатирует генеральный директор экспертно-аналитического центра агробизнеса «АБ-Центр» Алексей Плугов.

По данным таможенной статистики, наибольшую долю в экспорте мяса в 2018 году заняли мясо домашней птицы, включая субпродукты (70%), и свинина (29%). В основном из России экспортируются яйцо и продукты его переработки: меланж, белок, желток, а также мясо бройлеров и индейки, говорит президент консалтинговой компании Agrifood Strategies Альберт Давлеев.

Пока не прибыли ради

На данном этапе развитие экспортного направления для производителей мяса — это дополнительный инструмент, позволяющий гибко регулировать ценовую политику и поддерживать приемлемую для себя и для потребителя стоимость продукции на внутреннем рынке без ущерба для компании. В перспективе же экспорт мяса будет важен и для отдельных компаний, и для отрасли. Российский рынок становится зрелым, и маржинальность «массовых» продуктов, например таких, как тушка цыпленка-бройлера, будет снижаться, и диверсификация каналов сбыта — наиболее очевидная стратегия для производителей на новой стадии развития рынка, уверены его участники.

В идеале экспорт — это возможность диверсифицировать продажи и, таким образом, стабилизировать маржинальность, дополнительная возможность уравновесить основной канал продаж, которым являются федеральные и локальные сети, говорит руководитель аналитического центра ПАО «Группа «Черкизово» Андрей Дальнов. При этом он отмечает, что географически для «Черкизово» основным направлением работы остается внутренний рынок.

Артур Холдоенко, генеральный директор птицефабрики «Синявинская»

«Экспорт — один из важных каналов сбыта продукции. Но цены на наше яйцо в странах Персидского залива примерно такие же, как в России. То есть при продаже нашей продукции там речь не идет о том, чтобы получить больше прибыли, — речь идет о дополнительных рынках для реализации яйца. Получается, что ты не больше зарабатываешь, а меньше теряешь. Если бы не экспорт, то в России мы бы имели еще больший профицит яйца, чем сейчас, цены на продукцию внутри страны были бы еще ниже, что дополнительно бы ухудшило экономическое положение производителей. Ведь себестоимость яйца растет в первую очередь из-за повышения цен на зерно, а прибыль из-за того, что цены на конечную продукцию не растут, уменьшается».

На внешних рынках может отмечаться более привлекательная конъюнктура цен, и экспорт может дать предприятиям гарантированный сбыт. Даже если в стране на внутреннем рынке отмечается перепроизводство, падают цены, экспорт позволяет сгладить ситуацию. Яркий пример — ценовая политика в области зерна в годы, когда собирается рекордно высокий урожай, поясняет Алексей Плугов.

Как ранее заявлял министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев, его ведомство ожидает в 2019 году роста экспортных поставок предприятий масложировой отрасли на 25%, пищевой и перерабатывающей — на 7%. При этом экспорт мяса и мясных продуктов и молока увеличится на 70%, а рыбы и морепродуктов — на 2%.

Направление полета

Основные потребители российского мяса — более 50 стран, расположенных в регионах Ближнего Востока, Средней и Юго-Восточной Азии, и государства СНГ. Рынки стран Западной Европы пока остаются желанной, но недостижимой целью для отечественных аграриев. У этого есть несколько причин, одной из главных является непростая текущая геополитическая ситуация. Кроме того, так исторически сложилось, что в ЕС традиционно сильны позиции производителей сельхозпродукции из Новой Зеландии и Великобритании.

На Украину поставляется 40–50 тыс. т продукции при общем объеме экспорта мяса птицы 160–200 тыс. т, считает Альберт Давлеев. «Заметная часть этих поставок уходит в непризнанные республики — ДНР и ЛНР, которые по таможенным кодам проходят как Украина. Там, на месте, они и «съедаются», потому что в ДНР своего птицеводства нет: оно осталось на Украине. И совсем другой уровень экспорта в страны Ближнего Востока, Африку, Юго-Восточную Азию, Гонконг», — рассказывает эксперт.

Пожалуйста, представьтесь, чтобы получить бесплатный доступ