РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Дмитрий Спиридонов

Ваш бизнес хочет купить банк: инструкция для продавцов стартапов

Менеджмент Инструкции РБК
Как действовать компании, которой поступило предложение о покупке ее бизнеса от финансовой корпорации? Советы от сооснователя платежного сервиса, который продал 90% доли своей компании крупному банку

Зачем они это делают

Покупка стартапов или небольших компаний — один из способов роста для финансовых корпораций. Они делают это, чтобы отбиться от потенциальных конкурентов, поглотив их, или для расширения своих возможностей, что, в свою очередь, позволяет им быть конкурентоспособными и масштабируемыми.

Лишь небольшой процент предпринимателей добивается успеха в построении бизнеса. Данные по выживанию стартапов совсем неутешительные. Исследование Startup Genome Report показало, что 92% проектов умирают, половина из них — в первые пять лет работы, 74% — покидают рынок из-за преждевременной попытки масштабирования.

Оцените покупателя

Если вам поступило предложение — значит, ваш продукт или технология вызывает интерес, а бизнес находится на плаву. Так что вы тоже имеете право оценивать более крупного игрока, который хочет вас купить.

Задайтесь вопросами:

Что получит ваша компания от сделки?

Что потеряет?

Имеет ли покупатель экспертизу в вашей нише?

Понимает ли покупатель ваш бизнес, уважает ли вашу корпоративную культуру и ценит ли то, чего вы достигли?

Важно оценить не только сам банк целиком, но и то структурное подразделение, которое будет заниматься интеграцией с вашей компанией. Стоит присмотреться и к людям, которые там работают, оценить, как налажены процессы работы, обратить внимание на их значимость в структуре банка-покупателя, стратегию и перспективы. Это необходимо сделать до процесса сделки или старта процесса поглощения.