РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Почему Альфа-банк не будет требовать у клиента паспорт

Сначала в 20% отделений, затем — во всей сети
Финансы Банки Цифровизация Инновации Статьи РБК
Клиенты Альфа-банка смогут получать банковские услуги в 20% отделений с помощью смартфона к концу 2021 года, заявил глава банка Владимир Верхошинский. Еще существеннее работу банков ускорит внедрение удаленной идентификации, говорит эксперт
Фото:Алексей Зотов / ТАСС
Фото: Алексей Зотов / ТАСС

Альфа-банк в течение двух с половиной лет переведет 20% отделений на обслуживание клиентов без паспортов, карт и бумажных документов. Об этом РБК рассказал главный управляющий директор Альфа-банка Владимир Верхошинский. До конца 2019 года банк должен разработать концепцию таких офисов, после чего начнется их тестирование, пояснил Верхошинский. У других банков офисов, где не требуют паспорт, пока нет.

«Как только мы сочтем, что готовы, то и начнем масштабирование. Я надеюсь, что не менее 20% наших отделений из всех 400 к концу 2021 года будут переведены в новый формат», — сказал он.

Для идентификации клиентов будут использоваться смартфон и биометрические данные. При совершении операции в отделении клиенту придет уведомление, которое нужно открыть с помощью биометрии лица или отпечатка пальца (Face ID или Touch ID), чтобы подтвердить свою личность, объясняет Верхошинский, дальше электронная версия договора придет клиенту в мобильное приложение. «То есть все будет без бумаги и СМС-сообщений», — подчеркнул он.

Банки и биометрия

Российские банки начинают собирать данные клиентов в рамках Единой биометрической системы, разработанной ЦБ. Часть кредитных организаций используют биометрию в отделениях. Например, тот же Альфа-банк первым из российских банков в прошлом году начал идентифицировать VIP-клиентов по рисунку вен на ладони, а Почта Банк использует идентификацию по лицу как дополнительную проверку.

ЦБ на законодательном уровне обязал банки обеспечить прием биометрических данных клиентов для их удаленного обслуживания. Сейчас банки обязаны собирать сканы лица и записи голоса клиентов минимум в 20% своих офисов, с 2020 года — в 100%. На данный момент сбором такой информации занимаются свыше 5,2 тыс. отделений более 150 банков. В частности, Сбербанк начал собирать биометрию в каждом пятом отделении, а также через мобильное приложение.