Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 90₽ 30₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Лента новостей
PRO Все новости
Мобильный террор: как сервис доставки разозлил курьеров — Bloomberg HR, 19 июл, 17:21 Ближе к звездам: космос для бизнеса. Дайджест иностранных СМИ IT, 19 июл, 16:35 Далеко на Север: как государство стимулирует инвестиции в Арктику Право, 19 июл, 15:27 Гендиректор «Ленты» Герман Тинга – о новой реальности российского ретейла Потребительские товары, 19 июл, 14:25 Ваш иск оплачен: как небольшим компаниям без нужных связей выиграть суд Право, 19 июл, 13:15 «Умный» HR: технологии интеллектуального управления персоналом IT, 19 июл, 12:15 Не ждали: что делать при внеплановой налоговой проверке Право, 19 июл, 11:02 Жонглирование словами: как отличить искусственный интеллект от подделки AI, 19 июл, 10:01 Спор из-за повышенных задним числом налогов дошел до Верховного суда Недвижимость, 19 июл, 09:03 Прогресс вместо стресса: зачем в компаниях практикуют майндфулнесс Менеджмент, 19 июл, 08:59 Почему автогиганты отказываются от обаятельных малолитражек — Bloomberg Промышленность, 19 июл, 08:04 Мохнатая лапа в правительстве: как робот-мишка встретился с Путиным AI, 19 июл, 07:59 Похлопайте коллегу по плечу виртуально: как организовать удаленку HR, 18 июл, 17:58 Что цифровые технологии значат для строителей Строительство, 18 июл, 16:01
 
0 
Андрей Дальнов Эволюция рынка мяса: что ждет российских производителей через 10–20 лет
Пищевая промышленность Сельское хозяйство
О том, на каком этапе развития находится российский рынок мяса, что может помешать его росту и какие компании-производители останутся в выигрыше, рассказал руководитель аналитического центра «Черкизово» Андрей Дальнов

Рынок мяса — один из наиболее важных рынков продовольствия. Его объем в деньгах составляет 2–3 трлн руб. в год. Развитие рынка мяса вызывает естественный интерес за пределами отрасли: среди политиков, экономистов, специалистов смежных отраслей, просто потребителей да и среди тех, кто по каким-либо причинам решил отказаться от его употребления. Как же будет эволюционировать российский рынок мяса? Что нас ждет через 10–20 лет?

Заглянуть в будущее нам поможет логика аналогий и некоторые концепции из экономической теории. Промышленное мясо, как и любой другой продукт, проходит через стадии жизненного цикла: рост, зрелость и упадок. Рынок США прошел через все эти стадии. Американцы достаточно похожи на россиян, и вполне логично предположить, что их настоящее — это наше будущее, конечно, если развитие нашей экономики останется поступательным.

Основным показателем, который позволяет разделить цикл жизни продукта на стадии, является реальная (с поправкой на инфляцию) цена куриного мяса. Началом цикла стало появление технологии промышленного выращивания бройлеров в середине прошлого века. Новый продукт оказался дешевле свинины и говядины, что и обеспечило его дальнейший успех.

На стадии роста рынка реальная цена курятины стабильна (то есть темп ее роста равен инфляции). Потребление курятины начинает расти, потребление «красного» мяса (свинины и говядины) начинает снижаться. На стадии зрелости реальная цена курятины снижается, курятина активнее вытесняет с рынка свинину и особенно говядину, которые являются более дорогими субститутами. На стадии упадка реальная цена курятины перестает снижаться — на какое-то время производственно-сбытовая цепочка достигает предела своей эффективности. Перестает расти и потребление курятины — рынок оказывается близок к физическому насыщению.

«Сырьевики» и «специалисты»

На стадии зрелости цены на товары массового спроса (commodity) растут, как правило, медленнее инфляции. Концентрация рынка растет — крупные компании поглощают менее приспособленных конкурентов. По типу выбранной стратегии «выживших» можно разделить на три группы: «сырьевики», «специалисты» и компании со смешанной стратегией.

Пожалуйста, представьтесь, чтобы получить бесплатный доступ