«Мешайте конкурентам творчески»: Ричард Д’Авени — о гиперконкуренции

«РБК Pro» запустил серию статей о самых известных современных экономистах и бизнес-тренерах и тех идеях, которые они развивают. В каждой статье мы собираем главные тезисы, с которыми они выступают на своих лекциях, в блогах и СМИ.
Ричард Д’Авени — американский профессор стратегического менеджмента в бизнес-школе Дартмутского университета, бизнес-консультант. Специализируется на изучении стратегий конкуренции на всех уровнях: от индивида до государства. Среди его наиболее популярных книг:
- «Гиперконкуренция»;
- «Стратегическое превосходство».
Долгосрочных стратегий не существует
Ричард Д’Авени называет себя импортером и экспортером идей. Он собирает идеи топ-менеджеров с разных рынков, которые обращаются к нему за консультациями, и переносит их за границы отраслей, распространяя на другие рынки.
Еще в середине 1990-х годов он сформулировал известную концепцию гиперконкуренции. Ее основная идея заключается в том, что конкурентное преимущество само по себе крайне неустойчиво из-за глобализации и технологических изменений. И для того чтобы рыночным игрокам его удержать, они должны чрезвычайно быстро приспосабливаться к новой среде, а не строить оборонительные барьеры. Долгосрочные стратегии больше не работают. В современном, еще более гиперконкурентном мире единственно верная стратегия — это упорядочить множество краткосрочных преимуществ и искать возможности для дальнейшего продвижения вперед.
Считать ход событий неизбежным — плохая затея. Традиционный подход к стратегии «создать преимущества» больше не эффективен, на смену пришел подход Д’Авени — «творческое разрушение преимущества конкурента». Активно мешать своим конкурентам, пытаясь сделать их основную компетенцию устаревшей, чтобы самому стать новым лидером — вот что может принести реальные плоды.
3D-печать
Ричард Д’Авени в своих статьях много внимания уделяет 3D-печати, которая, по его мнению, становится полноценным оружием конкурентной борьбы. Благодаря технологиям аддитивного производства увеличился круг поставщиков и материалов, и у промышленных корпораций появилась возможность экономично производить товары в более крупных объемах.
Кроме того, с помощью 3D-печати можно выпускать продукты разных отраслей, что дает огромное преимущество компаниям. Они могут удерживать и перехватывать лидерство в своей индустрии, а также переходить на другие рынки.
Лучшие друзья топ-менеджеров
Сегодняшние руководители не могут наметить путь, по которому будет развиваться компания, от начала и до конца. Они должны уметь жить в постоянной неопределенности и нестабильности и быть терпимыми к этому. Вера и смелость — лучшие друзья, которые помогут им не быть загнанными в мыслительную ловушку — продолжать использовать те же компетенции, что были у них год или пять лет назад. Потому что этот путь не приведет к желаемому результату.