Материал раздела Основной
Ирина Баршай

Как компании поделить с сотрудником права на изобретение

Кому принадлежит право на инновационную разработку — одаренному сотруднику или работодателю, обеспечивающему его рабочим местом и орудиями труда? Есть правила, которые помогут поделить права и избежать судебных разбирательств

Фото:РБК
Фото: РБК

В зависимости от того, какие шаги предприняли стороны, права на результаты интеллектуальной деятельности (РИД) могут достаться как сотруднику, так и предприятию. И тут возникает обширное поле для конфликтов и судебных разбирательств.

Штатный Кулибин не хочет делиться плодами технической мысли задешево, а у его боссов есть все основания отстаивать собственные интересы: в конце концов, творцу выплачивалась заработная плата, предоставлялось рабочее место и оборудование. Как же согласовать интересы сторон и накормить корпоративных «волков», не попортив руно подчиненных им талантов?

Давайте разберемся, как передать из рук в руки объекты патентного права (изобретения, полезные модели) таким образом, чтобы одновременно соблюсти интересы и работодателя, и сотрудников.

Компании — РИД, сотруднику — вознаграждение

Компания сохранит за собой права на РИД, если они относятся к категории служебных. Для этого необходимо, чтобы автор был штатным сотрудником, а его служебные обязанности предусматривали создание результатов интеллектуальной деятельности.

По российским законам, РИД, созданные в рамках должностных обязанностей, признаются служебными. Однако права переходят к работодателю лишь после того, как он выплатит сотруднику вознаграждение. Если поступить иначе, можно столкнуться с рядом негативных последствий.

Во-первых, вы демотивируете ценного специалиста. Зачем изобретать и конструировать, если все равно ничего сверх зарплаты не получишь?
Невыплата вознаграждения может обернуться для предприятия крупными финансовыми потерями. Обделенный автор получит основание обратиться в суд, по итогам которого, согласно особо суровому постановлению правительства, компании придется выплатить ему процент от себестоимости продукта или от полученной прибыли. А это немалые деньги, не идущие ни в какое сравнение с традиционными суммами вознаграждения.