Как изменится рынок продажи групп «ВКонтакте»
В сообщении о снятии запрета на продажу сообществ соцсеть заявила, что руководство «ВКонтакте» понимает, что создатели групп и пабликов вкладывают много сил в их развитие и хотят распоряжаться результатом труда так, как им это угодно.
«ВКонтакте» отметила, что в сделке по продаже сообществ она не выступает стороной или гарантом. Кроме того, передача прав может осуществляться только истинным владельцем группы, а изменение тематики паблика по-прежнему осталось под запретом. Соцсеть рекомендует желающим продать сообщество заключать договор, подключать к сделке юристов или гарантов и проверять, привязана ли приобретаемая группа к юрлицу.
О том, что означает официальное разрешение продажи групп и как это повлияет на бизнес, эксперты рассказали «РБК Pro».
Выйдет ли рынок из тени
Формирование полулегального теневого рынка купли-продажи сообществ началось с появлением первой успешной группы соцсети и, соответственно, с первыми желающими ее купить, рассказывают эксперты digital-агентства Fistashki, специализирующегося в том числе на SMM-маркетинге. Но вопрос, «как это сделать, если не украсть», висел в воздухе.
Рынок формировался «в тени», поскольку «во-первых, сама компания «ВКонтакте» официально запрещала подобные сделки, а, во-вторых, процесс передачи сообществ был связан с высокими рисками, так как покупатель или продавец могли обмануть друг друга в любой момент», — считает Дарья Толмачёва-Соболевская, SMM-директор Fistashki.
«С 2016 года теневой рынок начал активно расти, во многом из-за введения сетью возможности полностью передавать права владения и управления сообществом. До этого времени аккаунт создателя группы со статусом «Владелец» не мог быть полностью разжалован и удален из руководителей», — отмечает она.
Однако тот факт, что соцсеть не будет выступать стороной сделки, остается главным барьером для формирования полностью легального цивилизованного рынка продажи сообществ, считают в Fistashki. Вероятно, возрастет и количество мошеннических операций, согласна Дарья Черёмухина, руководитель контент-продакшена группы креативных агентств Possible Group. Она советует относиться к покупке групп (после снятия запрета) так же ответственно, как и при любой другой финансовой сделке.
От тысяч до миллионов — сколько стоит паблик
На теневом рынке купли-продажи пабликов сложилось несколько бирж, куда в основном шли желающие купить, а не украсть группы, рассказывает Виктор Лапуцкий, руководитель отдела social media аналитики и автоматизации Fistashki.