РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Симптомы выгорания: что делать при массовом уходе сотрудников

HR Менеджмент Статьи
Сотрудники выгорают и уходят. Хорошо, если в одиночку, — хуже, когда уводят клиентов или коллег. Как руководителю не допустить, чтобы потери стали для компании регулярными, рассказывает Анастасия Боровская, директор Русской школы управления
Фото:Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС
Фото: Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС

Массовый уход персонала может обернуться для компании серьезными сложностями. Дело не только в том, что сотрудники часто уводят за собой постоянных клиентов. Но и в том, что ушедшим надо искать замену. В короткие сроки подобрать, обучить и адаптировать новый персонал крайне сложно. Поэтому уход сотрудника может привести к снижению эффективности работы целых отделов и в результате к потере компанией денег.

Увольнение даже одного человека должно стать для руководителя поводом задуматься, что он где-то допустил ошибку. Если речь идет о хроническом или массовом уходе, важно детально разобрать все возможные причины и предотвратить возникновение таких ситуаций в будущем.

Хронический уход сотрудников

Если с одних и тех же должностей постоянно уходят сотрудники, это знак для руководителя: что-то идет не так. Причем иногда текучка приобретает непрерывный характер: большинство сотрудников не задерживаются в компании надолго, а руководители все время вынуждены искать новый персонал.

Одной из главных причин ухода сотрудников может быть слишком высокая загрузка при невысокой зарплате. Здесь руководителю важно осознать, что он в чем-то не прав, и начать исправлять ситуацию.

Переработки — серьезный стресс, далеко не каждый сотрудник готов постоянно работать в режиме аврала, так что нужна серьезная мотивация. На первом этапе это могут быть интерес к работе, желание самореализации и профессионального роста. Но так не может продолжаться вечно, и любой человек начинает выгорать, особенно когда не видит отдачи.

Руководитель должен вовремя заметить выгорание и уменьшить загрузку сотрудника. Если такой возможности нет, нужно изменить приоритеты в работе и ставить задачи поэтапно. Тогда сотруднику будет удобнее работать, а руководителю станет проще следить за выполнением поставленных задач.

Если компания имеет филиальную структуру, то хорошо работают командировки в другие регионы. Благодаря им сотрудник может посмотреть на свои обязанности со стороны: как эту работу делают другие и что помогает ее оптимизировать.

Как заметить выгорание

Заметить выгорание несложно. Когда сотрудник перегружен, он становится закрытым, перестает советоваться с коллегами и начальником, на плановых встречах рассказывает все по заданной логике вопроса и не более. Такое поведение означает, что ему стало неинтересно, он устал и просто механически выполняет свою работу.

Что делать

Необходимо вывести сотрудника из такого состояния. Как это сделать? Начать можно с обычного разговора. Узнайте, например:

— какие дела сдерживают его развитие,

— какая нужна помощь от компании,

— какие задачи он не успевает решать.

Важно показать сотруднику заинтересованность в его проектах, увидеть многозадачность, которая мешает сосредоточиться на главном и быть максимально эффективным.

Важно помнить, что выгорание не связано с определенной должностью, за него отвечает психологическая готовность сотрудника принимать решения. Если вы как руководитель понимаете, что работник не может сам определять приоритеты, помогите ему в расстановке задач и организации перезагрузки на привычном месте.

Уход команды вслед за лидером

Иногда компании сталкиваются с единовременным уходом целых команд и отделов. Обычно это происходит из-за конфликта интересов руководства компании и лидера команды. Решение об уходе часто бывает спонтанным, принятым на эмоциях, а потому становится неожиданным для руководства.

Ярким примером здесь может быть центральное подразделение множества компаний — отдел продаж. Часто случается, что директор по продажам начинает чувствовать себя звездой — считает, что от него зависит не только объем выручки, но и общий успех компании.

В итоге директор по продажам начинает требовать все более выгодные условия. Это могут быть не только финансовые требования, но и, например, свободный график для себя и своего окружения. Если же руководитель компании не идет на уступки, то в какой-то момент конфликт может выйти за рамки управляемого и решаемого в конструктивном русле. В итоге директор по продажам на эмоциях может уйти, забрав с собой всю команду менеджеров.

Совет руководителю: не пытайтесь удержать всю команду

Если пойти на уступки один раз, ситуация может повториться. Лучше попытаться удержать одного или двух нужных вам сотрудников. Люди склонны поддаваться эмоциям, царящим в коллективе, и могут недооценивать свои возможности. Лучшим сотрудникам можно сделать индивидуальные предложения, которые раскроют все плюсы самостоятельной работы и покажут возможности для роста. Тогда они увидят ситуацию под другим углом и новые перспективы в уже привычных условиях работы.