РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Александр Рыбаков

Оживающий вид: как консервативному банку стать цифровым

Финансы Банки IT Цифровизация HR Статьи РБК
С чего классическому банку стоит начать цифровую трансформацию, каких специалистов нанять и какие риски предусмотреть

До 86% руководителей российских банков заявили о наличии программ цифровой трансформации, сообщается в мартовском исследовании компании KPMG «Цифровые технологии в российских банках», опросившей в 2018 году топ-20 банков. Цифровой вектор заставляет банки все чаще искать ИТ-специалистов.

Кто такой хороший ИТ-специалист

Основной спрос на ИТ-специалистов наблюдается сегодня в таких направлениях, как: работа с большими данными и машинное обучение (data-инженеры, data-scientists, data-менеджеры), а также разработка цифровых продуктов и сервисов (frontend-разработка пользовательского интерфейса и функциональности, которые работают на клиентской стороне веб-сайта или приложения — все, что видит пользователь при открытии web-страницы, back-end — программно-аппаратная часть сервиса), разработка автоматизированных систем и баз данных.

В банках востребованы:

  • архитекторы и проектировщики решений,
  • devops-инженеры (специалист, который занимается автоматизацией жизненного цикла приложения, включая проектирование, разработку, тестирование, развертывание, поддержку и мониторинг),
  • тестировщики и QA-специалисты (от англ. Quality Assurance engineer — специалист по обеспечению качества, который сосредоточен на улучшении процесса разработки ПО, предотвращении дефектов и выявлении ошибок в работе продукта).

Этот и без того немалый список специальностей можно расширить за счет «около» ИТ-направлений:

  • фасилитатор кросс-функциональных команд (группа людей, состоящая из сотрудников разных подразделений компаний),
  • веб-аналитик,
  • SEO-оптимизатор,
  • контент-менеджер,
  • верстальщик и другие важные для современного банка специальности.

Помимо умения взаимодействовать в кросс-функциональном формате современные инструменты проработки продукта требуют понимания смежных областей. Это влияет на все важные метрики: время вывода продукта на рынок, качество сервиса, попадание в целевую аудиторию и, как следствие, успех в целом.

Вышеуказанные навыки и компетенции формируют специалистов с так называемым Т–образным профилем. Смысл термина заключается в том, что каждый специалист имеет два важных вектора развития:

  • вертикальный — это профессиональные компетенции;
  • горизонтальный — это знания и навыки в других профессиональных областях.

Чем шире и глубже знания работника, тем выше его ценность для компании.

T-shaped специалисты — это специалисты нового поколения, обладающие глубокими знаниями в своей основной сфере и имеющие дополнительные знания в смежных областях. Они способны стать теми специалистами, которые нужны компании в данный момент развития, и вырасти до уровня высших менеджеров.

Для полноценного ведения своего направления руководитель продукта должен владеть инструментами анализа рынка, юридическими аспектами своего продукта, инструментарием продвижения и т.п., вплоть до нюансов бухгалтерского учета. В свою очередь разработчики и ИТ-аналитики должны понимать:

  • суть реализуемого изменения в продукте,
  • метрики активности клиентов,
  • отраслевые практики,
  • что такое трафик и конверсия, как они изменятся в зависимости от запланированной доработки.

Трансформация бизнеса

Привлечение высококачественных ИТ-специалистов — главная задача банка при начале трансформации бизнеса в цифровой. Однако могут быть особенности в найме и управлении ИТ-штатом в зависимости от способа трансформации бизнеса. Обычно банки выбирают один из двух путей.

  • Создание автономного диджитал-банка

В этом случае головной офис создает максимально автономный диджитал-банкинг. В него охотно идут работать высококлассные ИТ-специалисты, замотивированные построить лучший банк будущего. Команды таких банков достаточно быстро, в течение года, готовы разработать образцовый для рынка сервис.

Однако, как показывает практика, после начала синергии с головным офисом прогрессивный коллектив цифрового банка теряет интерес к работе (адаптации разработок под консервативную среду) и постепенно покидает компанию.

  • Создание цифрового подразделения внутри банка

Второй путь трансформации — создание цифрового подразделения внутри самого банка. Первое время банк отстраивает диджитал-процессы своими силами, а потом привлекает внешних T-shaped специалистов, изначально готовых работать над развитием существующей классической, пока еще «нецифровой» бизнес-модели, а затем уже распространять наработанные практики на все остальные процессы.

По такому пути в свое время пошли и мы, создав в 2016 году диджитал-департамент, который объединил специалистов в области дистанционного банкинга, электронной коммерции, маркетинга и ИТ. 

Чем традиционный банк интересен ИТ-специалистам