РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Дорогу малым форматам и новым технологиям: тренды российского ретейла

Ретейл Маркетинг Исследования PwC
Реальные доходы населения снижаются, эксперты прогнозируют падение роста ВВП, все больше россиян живут в кредит. Эксперты PwC проанализировали, как в таких условиях развивается российский ретейл

Динамика ВВП. Оценки экспертов

В 2019 году эксперты прогнозируют снижение роста ВВП.

Главные причины падения:

  • повышение налогов и коммунальных платежей;
  • низкий уровень доверия и инвестиций;
  • западные санкции;
  • отсутствие реформ, стимулирующих экономический рост;
  • снижение внешнего спроса.

Однако, согласно прогнозу Минэкономразвития, рост ВВП России начнет постепенно увеличиваться после 2019 года. По мнению ведомства, ускорение инфляции и замедление экономического роста временны. Пакет структурных изменений, который предложило правительство РФ, ускорит экономическую динамику.

Элементы данного пакета:

  • реализация ключевых национальных проектов;
  • улучшение инвестиционного климата;
  • повышение конкурентоспособности государственно-частных предприятий;
  • проведение пенсионной реформы (ускорит рост пенсионного обеспечения граждан).

Россияне живут в кредит

Увеличение заработной платы не помогает покрыть дефицит реальных доходов населения, который сложился за 2016–2018 годы. Главная причина — россияне продолжают копить кредиты. В 2018 году банки предоставили физическим лицам на 13% больше кредитных средств, чем в 2017-м. Еще одна причина дефицита доходов — неравномерный рост зарплат, пенсий и социальных выплат в разных регионах.

Доверие потребителей подорвано

Впервые за три года российские потребители отметили, что их финансовое положение ухудшилось. Около 72% россиян ощутили влияние быстрорастущих цен, многие связывают это с ростом НДС и увеличением цен на бензин.

В итоге потребители недовольны, подорожание товаров набирает обороты, крупные розничные сети стремятся распределить рост цен по времени и сделать его менее заметным.

Поменьше и подешевле

Цены растут, поэтому покупатели выбирают более дешевые товары или стараются покупать меньше. Только в последнем квартале 2018 года поведение россиян изменилось: потребители хотели воспользоваться низкими ценами до повышения НДС с 1 января 2019 года, в результате розничная торговля выросла на 2,7%. Заметнее всего увеличился спрос на крупные непродовольственные товары.

Сбережение средств перестало быть основным приоритетом в экономическом поведении российских потребителей. Число тех, кто считает накопления необходимыми, снижается с каждым годом.

Расширение и укрупнение

Большинство сетевых продовольственных ретейлеров увеличили доход в основном за счет открытия новых магазинов. «Пятерочка» и «Перекресток» показали самый высокий уровень роста. Федеральные ретейлеры постепенно увеличивают свою долю в розничных продажах, и это долгосрочная тенденция: к 2030 году доля крупнейших ретейлеров России может вырасти с 27,2 до 60%.

Путь к сердцу покупателя

Гипермаркеты теряют популярность. Потребители охотнее посещают небольшие магазины рядом с домом, поэтому ретейлеры, которые традиционно выбирали формат гипермаркета, теперь делают упор на более мелкие форматы.

«О’кей» развивает компактные городские магазины площадью 3–7 тыс. кв. м. Компания считает, что они эффективнее традиционных гипермаркетов на 10%. Также «О’кей» сделала ставку на сеть дискаунтеров «Да!» и планирует открыть около 170 новых магазинов этого формата.

Следующий шаг ретейлеров — улучшить потребительский опыт через программы лояльности и омниканальные экосистемы. X5 Retail Group тестирует интернет-торговлю на базе «Перекрестка», а «Магнит» видит свое будущее в создании интернет-пространства, которое предоставит клиентам разнообразный портфель услуг. «Ашан» уже в этом году планирует запустить программу лояльности и тоже развивать канал интернет-торговли.

Комментарий эксперта

Мартайн Пейтерс, руководитель практики по предоставлению услуг предприятиям сектора розничной торговли и производства потребительских товаров PwC в России, — о внимании к клиенту.

«Потребители сегодня очень проницательны и влиятельны, поэтому организациям необходимо вкладывать гораздо больше средств в улучшение клиентского опыта. Компании, которые не адаптируются к изменяющейся среде и не смогут быстро реагировать на новые вызовы, отстанут на пути к завоеванию клиента».

Ретейлеры всех форматов стремятся повысить операционную эффективность с помощью автоматизации бизнес-процессов. Например, «Магнит» и HeadHunter запустили автоматизированную систему набора персонала, которая помогла отобрать 25% потенциально подходящих кандидатов.

Главные новости ретейла за 2018 год

Стратегия

  • Metro вернулась к формату cash & carry и предоставила покупателям оптовые цены на все товары.
  • «Пятерочка» переходит на новую модель управления с пятью макрорегионами, директора которых будут подотчетны генеральному директору.
  • «Ашан» планирует сосредоточить внимание на форматах «ультрапрокси» — маленьких магазинах площадью 200–600 кв. м.

Сделки и партнерства

  • Сети «Бристоль», «Красное и белое» и «Дикси» договорились о консолидации.
  • «Магнит» и «Почта России» подписали соглашение о сотрудничестве в области логистики и розничной торговли.

Новые форматы

  • «Вкусвилл» тестирует микроформат, устанавливает торговые автоматы в офисных центрах и на станциях метрополитена. Сеть планирует охватить все станции Московского центрального кольца.
  • Lamoda объявила об открытии своего первого офлайн-магазина Lamoda Market в московском ТЦ «Атриум».
  • «Перекресток» объявил о запуске проекта по созданию уникальной фабрики-кухни стоимостью 3,5 млрд руб. и открыл свой первый супермаркет формата «темный магазин», магазин-склад, который обслуживает исключительно онлайн-торговлю.

Новое на рынке

  • «Одноклассники» запустили онлайн-магазин для продажи китайской продукции, который предлагает свыше 3 млн товаров в 20 категориях.
  • «Перекресток» вывел на рынок первый собственный бренд товаров для детей в возрасте от четырех до семи лет — «Ухтышки».

Технологии

  • «Перекресток» выпустил мобильное приложение для покупок, которое позволяет сканировать товары и расплачиваться в магазине без помощи кассира, что может увеличить средний чек до 77%.
  • «Магнит» завершил тестирование нейронной сети на основе технологии машинного обучения, которая повысит точность прогнозирования спроса на потребительские товары до 3–5%, и теперь ожидает роста выручки до 4 млрд руб.
  • В магазине-лаборатории «Пятерочка» начали тестировать цифровые технологии: электронные ценники, видеоаналитику, «умные» полки со световыми датчиками и технологию самостоятельного сканирования. Наиболее эффективные технологии уже внедряют в сетевых магазинах.