Семь признаков успешной бизнес-идеи: чек-лист предпринимателя
За последние несколько лет я посмотрел пару тысяч продуктов, сервисов и стартапов, из которых максимум 1% был запущен. Некоторые из них живут до сих пор, кто-то остался маленьким сервисом, кого-то купили, а кто-то трансформировался в экосистему. Я много общаюсь с предпринимателями: и с поколением Y, и с поколением Z, которые уже думают по-новому, более масштабно. За последние три года я сформулировал несколько условий, на соответствие которым важно проверять каждую бизнес-идею.
Неважно, это идея маленького сервиса или идея завоевания мира. 11 лет назад, когда создавался Facebook (организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ), это тоже была простая идея — создать комьюнити в университете. Вряд ли фаундеры предполагали, что это комьюнити станет многомиллиардной компанией, что они выйдут за рамки социальной сети и создадут собственную криптовалюту. А теперь Facebook (организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ) — это огромная экосистема, где мы следим за новостями, смотрим видео, рекламу и делаем покупки.
Ниша и клиенты
Основная ошибка 95% фаундеров стартапов в том, что на этапе создания бизнес-идеи они не оценивают рынок. Можно на бумажке А4 посчитать, на какой рынок ты приходишь, хватит ли клиентов, которые принесут тебе выручку, на которую ты будешь содержать команду. Потому что может оказаться так, что рынок слишком маленький. В 2016 году рынок онлайн-касс оценивался всего в 1,2 млн устройств и на нем работало несколько игроков, касс не хватало. Сегодня производителей уже 56, рынок онлайн-касс вырос до 2,8 млн, а к концу года, по прогнозу, будет 3,5 млн. За это время появились новые типы устройств, которые не просто печатают чеки, а помогают управлять бизнесом.
Основано на ИТ
В основе любого, даже офлайнового бизнеса сегодня лежат информационные технологии. К примеру, недавно я общался с дистрибьюторами сигарет. Акционер рассказал, что поехал в Китай на пару дней, а остался на две недели изучать, как строится дистрибуция. Все просто: машины, менеджеры, привозят, разгружают. При этом уже 80% всех бизнес-процессов автоматизированы, бизнес построен на ИТ-платформе.
X5 Retail Group говорит о том, что хочет стать ретейл-ИТ-компанией. Уже в этом году 22% капзатрат компания потратит на ИТ и поддержку бизнеса, а в будущем рассчитывает увеличить инвестиции в технологии. Цель цифровизации для X5 — запускать продукты быстрее и эффективнее, чем цифровые компании Amazon, «Яндекс», Alibaba. Компания начала развивать big data еще три года назад, и сегодня в этой команде уже около 200 человек.