Мягкая сила: как женщины-руководители увеличивают прибыль компаний

Менеджмент HR Исследования ФБК Grant Thornton
Если каждая страна будет стремиться к гендерному равенству в корпоративной среде, то к 2025 году мировой ВВП увеличится на $12 трлн. Эксперты доказывают взаимосвязь между количеством женщин в топ-менеджменте и результатами в бизнесе
Фото: Rawpixel / Pexels
Фото: Rawpixel / Pexels

Тема гендерного равенства перестала быть исключительно социальной. Исследование Boston Consulting Group (BCG), в котором приняла участие 171 компания из Германии, Швейцарии и Австрии, выявило взаимосвязь между гендерным составом менеджеров С-уровня и доходом от инновационных продуктов, внедряемых бизнесом. Согласно полученным данным, предприятия, где не менее 20% руководящих позиций занимали женщины, показали более высокие результаты.

География (не) равенства

Процент женщин на управленческих должностях зависит от региона и характерных для него культурно-экономических особенностей.

В России снижается доля женщин в топ-менеджменте компаний. До 2018 года отечественный бизнес несколько лет подряд удерживал абсолютное лидерство в рейтинге гендерного равенства, а доля женщин-руководителей достигала 47%.

В прошлом году Россию оттеснили на третье место с показателем 41%, который сейчас упал до 34%, отбросив нас в конец первой десятки лидеров. Теперь ведущие позиции занимают Новая Зеландия (44%), Австралия (42%) и Нигерия (38,5%).

По данным исследования Grant Thornton International «Women in business: building a blueprint for action», в рейтинге 2019 года лидирует Восточная Европа, где треть (32%) топовых позиций занимают женщины. Предприятия в регионе предоставляют возможности для развития технических навыков, в том числе в секторах, где преимущественно работают мужчины. Государственная политика, направленная на создание полной занятости и развитие предпринимательства, также вдохновляет и поддерживает женщин.

На втором месте рейтинга в 2019 году оказались Северная Америка и Африка, где 31% менеджеров высшего звена — женщины. В интервью McKinsey & Company, проведенных с 35 управленцами, выяснилось, что африканские женщины чувствуют необходимость «работать вдвое больше, чем их коллеги-мужчины». Также, говоря о прогрессе и развитии, респондентки отметили важную роль технологии мобильных платежей, особенно в сельских районах, которая открывает владелицам бизнеса доступ к финансовым сервисам.

Далее в рейтинге идут страны Европейского союза, Азиатско-Тихоокеанского региона и Юго-Восточной Азии — 28% руководящих позиций заняты женщинами. Важно, что члены АСЕАН — единственные, кто сдал позиции (год назад 39% должностей С-уровня занимали женщины).

Регионы в конце рейтинга — Латинская Америка (25%) и страны Южной Европы (26%) — сталкиваются с культурными особенностями, которые замедляют рост количества женщин в топ-менеджменте. Согласно исследованиям, опубликованным в научном журнале South European Society and Politics, забота о семье на юге Европе традиционно ложится именно на женские плечи. Более того, 27% женщин-лидеров признаются в том, что необходимость уделять время домашним обязанностям тормозит их профессиональное развитие.

Похожая ситуация складывается и в Латинской Америке: несмотря на то, что женщины часто избираются на пост президента, в местной культуре они олицетворяют все-таки семейные ценности, а не корпоративные.

Разделяй и властвуй

В мире доля женщин среди руководителей С-уровня разнится в зависимости от сферы:

  • HR-директора — 43%;
  • финансовые директора — 34%;
  • директора по маркетингу — 20%;
  • операционные директора — 18%;
  • директора по продажам — 17%.

Российские отрасли с самым большим количеством женщин на управленческих позициях:

  • горнодобывающая промышленность — 36%;
  • нефтегазовый сектор и ретейл — 35%;
  • туризм и гостиничный бизнес — 34%;
  • финансы, образование, социальная сфера — 33%.

Через тернии — к позиции топ-менеджера

В рамках исследования были также опрошены женщины, которые рассказывали о том, с какими трудностями они сталкивались по мере освоения карьерных высот.

  • Нехватка времени на развитие профессиональных навыков параллельно с выполнением основных рабочих обязанностей — 32%.
  • Ограниченный доступ к возможностям для продвижения — 27%.
  • Сложности в доступе к полезным для профессионального развития контактам — 26%.
  • Выполнение обязанностей вне работы — 25%.

В процессе опроса было указано еще два фактора, тормозящих продвижение по службе: это нежелание и отсутствие финансовой возможности вкладываться в развитие своих профессиональных навыков и образования.

Фото:  LinkedIn Sales Navigator / Pexels
Фото: LinkedIn Sales Navigator / Pexels

Как компании помогают женщинам в профессиональном росте

В докладе Grant Thornton International-2019 отмечается, что 75% предприятий уже взяли осознанный курс на то, чтобы женщин на руководящих позициях было больше. В частности, 34% компаний гарантируют равный доступ к развитию карьерных возможностей, еще 29% предлагают гибкий рабочий график, а 24% организовывают обучение внутри предприятия и практикуют новые принципы при найме персонала.

По данным опроса 2018 года, основной причиной развития политики гендерного равенства является привлечение и удержание в штате компании сотрудников-женщин. Для этого предлагаются оплачиваемый родительский отпуск, неполный рабочий день или дистанционная работа.

Согласно данным Catalyst, 83% женщин, имеющих возможность самостоятельно подбирать свой график, заинтересованы в росте до позиции С-уровня. В то время как среди тех, кто вынужден работать в часы, удобные исключительно для компании, желающих стать топ-менеджером 54%.