РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как руководителю предприятия разглядеть резервы и устранить потери

Производство Менеджмент Статьи РБК
Николай Соломон, гендиректор «Федерального центра компетенций в сфере производительности труда», рассказывает, как руководителю предприятия посмотреть на процессы глазами клиента, заметить причины потерь и найти точки роста
Фото:Mikael Sjoberg / Bloomberg
Фото: Mikael Sjoberg / Bloomberg

Как правило, к потерям на работе люди относятся совсем не так, как к личным. В отличие от потери премии или понижения зарплаты сотрудники предприятия зачастую могут равнодушно принимать потерю предприятием заказа.

Все действия, в результате которых расходуются временные или материальные ресурсы, но не возрастает ценность для клиента, относятся к потерям.

Семь видов потерь предприятия

Принято выделять семь видов потерь:

  1. перепроизводство,
  2. ожидание,
  3. ненужная транспортировка,
  4. излишние перемещения,
  5. излишняя обработка,
  6. избыточные запасы,
  7. переделка или брак.

Доказанный факт: только за счет сокращения потерь эффективность производства может вырасти на 70–80%. Важная задача любого руководителя — научиться распознавать действия, не добавляющие ценности для заказчика, понимать, сколько и где компания теряет времени, ресурсов или денег.

Один из самых действенных способов обнаружить потери — выйти в гембу (непосредственно на площадку, где создается продукт или услуга) и посмотреть на процесс глазами клиента через призму этих потерь. Что нужно сделать по шагам.

1. Составьте объективную картину через фиксацию фактов

Ответьте на следующие вопросы.

  • Сколько времени в смену оборудование стоит, а сколько действительно работает?
  • По каким маршрутам перемещаются материалы в ходе производства?
  • Как устанавливаются и отслеживаются планы производства?
  • Каковы объемы запасов сырья, незавершенного производства, готовой продукции?
  • Чем в течение рабочего дня заняты люди?
  • Какие операционные движения они выполняют в процессе работы и какие действия создают ценность продукта для клиента?
  • Каковы объемы партий транспортировки продукции между операциями, какие средства транспортировки используются?
  • Каков объем бракованной продукции и сколько времени тратится на доработки?

2. Опросите сотрудников и клиентов

Объективную картину поможет составить опрос сотрудников подразделений и клиентов о том, какие параметры продукта представляют для них ценность, а какие не имеют значения. Сотрудники расскажут о существующих проблемах и, возможно, подскажут и способы их решения.