Как руководителю предприятия разглядеть резервы и устранить потери

Как правило, к потерям на работе люди относятся совсем не так, как к личным. В отличие от потери премии или понижения зарплаты сотрудники предприятия зачастую могут равнодушно принимать потерю предприятием заказа.
Все действия, в результате которых расходуются временные или материальные ресурсы, но не возрастает ценность для клиента, относятся к потерям.
Семь видов потерь предприятия
Принято выделять семь видов потерь:
- перепроизводство,
- ожидание,
- ненужная транспортировка,
- излишние перемещения,
- излишняя обработка,
- избыточные запасы,
- переделка или брак.
Доказанный факт: только за счет сокращения потерь эффективность производства может вырасти на 70–80%. Важная задача любого руководителя — научиться распознавать действия, не добавляющие ценности для заказчика, понимать, сколько и где компания теряет времени, ресурсов или денег.
Один из самых действенных способов обнаружить потери — выйти в гембу (непосредственно на площадку, где создается продукт или услуга) и посмотреть на процесс глазами клиента через призму этих потерь. Что нужно сделать по шагам.
1. Составьте объективную картину через фиксацию фактов
Ответьте на следующие вопросы.
- Сколько времени в смену оборудование стоит, а сколько действительно работает?
- По каким маршрутам перемещаются материалы в ходе производства?
- Как устанавливаются и отслеживаются планы производства?
- Каковы объемы запасов сырья, незавершенного производства, готовой продукции?
- Чем в течение рабочего дня заняты люди?
- Какие операционные движения они выполняют в процессе работы и какие действия создают ценность продукта для клиента?
- Каковы объемы партий транспортировки продукции между операциями, какие средства транспортировки используются?
- Каков объем бракованной продукции и сколько времени тратится на доработки?
2. Опросите сотрудников и клиентов
Объективную картину поможет составить опрос сотрудников подразделений и клиентов о том, какие параметры продукта представляют для них ценность, а какие не имеют значения. Сотрудники расскажут о существующих проблемах и, возможно, подскажут и способы их решения.