Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 90₽ 30₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
PRO Все новости
Как предотвратить утечки пользовательских данных IT, 12 ноя, 18:49 Быть хорошим: важны ли для россиян честность и идейность бренда Менеджмент, 12 ноя, 18:04 Халяльные проверки и паспорта для коров: главное в сельском хозяйстве Сельское хозяйство, 12 ноя, 16:10 Поставщики нового поколения: как работать с ключевыми клиентами в рознице Потребительские товары, 12 ноя, 15:08 Успешный интернет-магазин с нуля: 10 важных элементов Интернет-торговля, 12 ноя, 14:04 Хогвартс для айтишника: как школа из Мытищ готовит детей к Индустрии 4.0 IT, 12 ноя, 14:04 Маркетолог Линор Горалик — о пользе самоиронии в продвижении бренда Маркетинг, 12 ноя, 12:59 Кандидат на пост: какой имидж в соцсетях поможет получить работу HR, 12 ноя, 12:04 Банк по подписке: как будут выглядеть платежи через 10 и 20 лет Финансы, 12 ноя, 11:00 Александр Мамут: человек должен быть немного дятлом Менеджмент, 12 ноя, 10:01 Почему дешевеет свинина и как на это реагируют производители и розница Потребительские товары, 12 ноя, 09:01 Семь способов пустить стартап по ветру Менеджмент, 12 ноя, 08:58 Как стартап заставляет индийцев доставать золотые «заначки» — Bloomberg Финансы, 12 ноя, 07:53 Секрет на миллион: как защитить коммерческую тайну «с нуля». Часть 1 Право, 11 ноя, 17:59
 
0 
Закрыто для бедных: как Европе побороть туристическую чуму — Bloomberg
Bloomberg Услуги Маркетинг
Ряд городов уже не справляется с сумасшедшим наплывом путешественников. Чтобы привлечь туристов побогаче и избавиться от толп на улицах, популярные туристические направления испробовали как инновационные, так и репрессивные меры, но этого все равно мало
Фото: Thibault Camus / AP

Туристический сезон только начался, но европейские города уже трещат по швам от наплыва путешественников.

В конце мая сотрудники Лувра устроили однодневную забастовку — они жаловались, что не справляются со все разрастающимися и довольно настойчивыми толпами посетителей. Центр хорватского Дубровника, засветившийся в «Игре престолов», физически не может вместить более 8 тыс. человек единовременно. Но за три первых месяца поток устремившихся туда туристов вырос на 53% по сравнению с тем же периодом прошлого года — до 101,3 тыс. человек. Не помогло даже ограничение на швартовку круизных лайнеров.

Путешествия стали почти такими же доступными, как фастфуд. А количество поездок, совершенных путешественниками по всему миру, достигло отметки 1,4 млрд посещений в прошлом году — на два года раньше, чем прогнозировала Всемирная туристская организация. Половина этих поездок пришлась на Европу — рост по сравнению с 2017 годом составил 6%. Например, в 1995 году люди совершали всего 525 млн поездок.

Многие путешественники, конечно, рады, что цены на авиаперелеты снизились, лоукостеров стало больше, сервисы вроде Airbnb и Booking.com полностью изменили ситуацию со средствами размещения, а мобильные устройства с точными картами теперь можно использовать почти везде. Можно также порадоваться за ретейлеров, отельеров, владельцев музеев и всех тех, кто зарабатывает на туристах. Евросоюзу достается чуть меньше трети денег туристов со всего мира, в 2016 году путешественники потратили в странах ЕС €342 млрд — на €27 млрд больше, чем жители ЕС оставили во время путешествий в странах за пределами Европы.

Не хотелось бы, чтобы все, кто зарабатывает на путешествиях, лишились средств к существованию. А если туризм снова превратится в привилегию богатых, как это было в «золотой век авиации» в середине прошлого столетия, то в этом тоже мало хорошего. Да и местным жителям, которые винят туристов в росте цен и других своих неприятностях, тоже не всегда можно посочувствовать. На это есть две причины. Во-первых, вряд ли страдающие местные жители сами никуда не ездят и не превращаются в тех самых ненавистных им же туристов. Во-вторых, доходы от туризма, как правило, идут на развитие инфраструктуры городов. Так что зачастую местные жители просто не отдают себе отчет в том, от чего они хотят отказаться.

Но возникает вопрос: что в сложившейся ситуации современные туристы могут увидеть во время поездок по Европе? Лес из селфи-палок в Лувре? Засилье баров в Еврейском квартале в Будапеште, из которого разбежались почти все местные жители? И как теперь пройтись по главной площади Праги, без того чтобы вас раз десять не толкнули локтем в бок? А что делать в Барселоне, где, чтобы вас не затоптали толпы отдыхающих, приходится не только обходить главные улицы, но и избегать любых мало-мальски интересных мест? И куда отвести гостя в центре Берлина, если редкий ресторан рассчитывает, что хоть кто-то заглянет туда дважды?

Наплыв туристов — это не просто абстрактное понятие. Его легко можно измерить c помощью конкретных показателей концентрации туристов (количество ночевок туристов на 1 кв. км) и интенсивности (соотношение ночевок в гостиницах и других средствах размещения и постоянного населения города). Посвященный так называемому феномену сверхтуризма доклад ЕС показал, что около 105 направлений страдают от чрезмерного наплыва путешественников — концентрация туристов в них в три раза выше, чем в других регионах, а насыщенность туризма превышает стандартные показатели вдвое. Ожидаемо, что в списке атакованных туристами направлений оказались Венеция, Прага, Париж и Барселона. Но также туда попали Дублин, остров Скай в Шотландии, Копенгаген, португальская Синтра, центр Варшавы и Плитвицкие озера в Хорватии. Эти регионы привлекают меньше туристов, чем традиционные популярные направления, но хуже справляются с наплывом гостей.

Пожалуйста, представьтесь, чтобы получить бесплатный доступ