РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

«Найти сотрудников — это полдела»: Остервальдер — о правильных компаниях

Менеджмент Статьи РБК
Бизнес-теоретик из Швейцарии Александр Остервальдер уверен, что компания обречена на провал, если сама не готова к нему. А без заинтересованного в инновациях руководства добиться перемен практически невозможно
Александр Остервальдер
Александр Остервальдер (Фото: Strategyzer / Facebook)

«РБК Pro» запустил серию статей о самых известных современных экономистах и бизнес-тренерах и тех идеях, которые они развивают. В каждой статье мы собираем главные тезисы, с которыми они выступают на своих лекциях, в блогах и СМИ

Александр Остервальдер — швейцарский бизнес-теоретик, консультант, предприниматель. Специализируется на изучении стратегического мышления в бизнесе. Основал консалтинговую компанию Strategyzer. Наиболее популярные книги:

  • «Построение бизнес-моделей»,
  • «Разработка ценностных предложений»,
  • «Твоя бизнес-модель».

Канва бизнес-модели

В первую очередь Остервальдер известен канвой бизнес-модели (Business Model Canvas, BMC), которую он разработал вместе с Ивом Пинье. Канва, или шаблон, бизнес-модели — это инструмент визуального отображения бизнес-моделей компаний от стартапов до крупных предприятий. Канва состоит из блоков, которые позволяют буквально на одном листе бумаги описать деятельность организации, выявить слабые места и найти точки роста. Всего в шаблоне девять блоков:

1) ключевые партнеры (кто ваш ключевой партнер и поставщик);

2) ключевые активности (что нужно сделать, чтобы придать ценность продукту);

3) ключевые ресурсы (какие ресурсы нужны для придания значимости продукту);

4) ценностные предложения (в чем ценность продукта для заказчика, какие проблемы вы помогаете решать);

5) отношения с заказчиком (ожидания заказчика);

6) каналы поставки (через какие каналы продукт будет распространяться);

7) потребительские сегменты (для кого вы делаете продукт и кто его главный потребитель);

8) структура затрат (какие самые значительные расходы придется понести, какие из ключевых ресурсов и активностей самые дорогостоящие);

9) источники доходов (за что и как будет платить потребитель).

Канву используют такие компании, как Coca-Cola, GE, P&G, Mastercard, Lego. Ее также можно применять на рабочих встречах и совещаниях — тогда они будут проходить продуктивнее, считает Остервальдер.

Фото: Strategyzer / Facebook
Фото: Strategyzer / Facebook

По его мнению, популярность идеи канвы связана с ее главным отличием от всех других бизнес-моделей — графическим изображением. С помощью BMC можно быстро донести до аудитории мысли и сразу увидеть взаимосвязи между элементами системы — так идеи становятся более осязаемыми.

Инновации — ничто

Просто инновации не значат ничего, утверждает Остервальдер. Внедряя нововведения в свой бизнес, компания должна четко понимать, на внедрение какого типа инноваций она способна — на инновации эффективности, поддерживающие или инновации роста. Это поможет определить дальнейшую стратегию компании, оценить будущие риски и рассчитать предстоящие расходы.