РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как ставка на одного суперуправленца загнала Fiat в тупик

Автопром и дилеры Менеджмент Статьи Bloomberg
Топ-менеджер Серджио Маркионне лично отвечал за любое решение в Fiat и еще в двух концернах семьи Аньелли — от выбора рекламной картинки до возможного слияния с GM. А после смерти CEO, который мог все уладить, совет директоров оказался в растерянности
Фото:Stefano Rellandini / Reuters
Фото: Stefano Rellandini / Reuters

Теплым пятничным утром в июле 2018 года председатель Fiat Chrysler Джон Элканн вылетел из Турина на служебном самолете. Наследник основавшей Fiat семьи Аньелли Элканн уже второй раз за неделю пересекал Альпы — все для того, чтобы прорваться в Университетскую больницу Цюриха и выяснить, что же происходит с генеральным директором компании Серджио Маркионне. Тремя днями ранее доктора не пустили Элканна в палату интенсивной терапии, заявив, что это нарушит покой пациента. В итоге председатель совета директоров компании был не в курсе, идет ли Маркионне на поправку после перенесенной в июне операции. Никто в компании даже не знал, что генеральный директор должен был отправиться на лечение в больницу.

У Элканна в голове крутилось только одно: в отчете за 2017 год руководство компании дало инвесторам понять, что Маркионне играет ключевую роль в реализации стратегии компании, а теперь всеобщее признание гендиректора могло дорого обойтись концерну. При Маркионне рыночная стоимость Fiat выросла в десять раз. Что же случится, если звездный топ-менеджер, управляющий тремя крупнейшими компаниями семьи Аньелли, вдруг сойдет с дистанции? Элканн начал обдумывать возможные варианты после своей первой же поездки в Цюрих, направляясь в аэропорт после встречи с гражданской женой Маркионне Мануэлой Баттеззато.

Второй визит в Швейцарию обещал быть еще более непростым: до оглашения финансовых результатов компании за второй квартал оставалось всего несколько дней, а СМИ муссировали слухи о состоянии генерального директора Fiat.

Когда Элканн проходил через стеклянные двери больницы, он уже понимал, что Маркионне не вернется к управлению компанией.

Управляя Fiat Chrysler Automobiles и еще двумя принадлежащими семье Аньелли компаниями — Ferrari и CNH Industrial (выпуск спецтехники), Маркионне почти не расставался с несколькими своими телефонами. Чаще всего он использовал iPhone, на экране которого красная Ferrari обгоняла своего конкурента Mercedes во время Гран-при «Формулы-1». Маркионне раздавал приказы с помощью WhatsApp, а подчиненные тут же рапортовали ему в мессенджере о статусе выполнения задач. Казалось, он был просто одержим особым подходом к делу, который как-то описал в интервью Bloomberg Busnessweek: «Нужно брать и делать. Да, все действительно так просто!» Телефоны Маркионне замолкали, только когда он отправлялся в постель, но и это давало передохнуть от бесконечных писем, СМС и встреч всего на три-четыре часа.