РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Legal-PR: как пиар помогает выигрывать юридические споры

Право PR и коммуникации Статьи Корпоративный юрист
Специалисты по связям с общественностью подключают социальные сети, блогеров и СМИ к решениям судебных дел. Что такое Legal-PR и зачем он нужен? Когда его использовать? Кто должен этим заниматься и какие инструменты должны применяться?
Фото:Владислав Шатило / РБК
Фото: Владислав Шатило / РБК

Что такое судебный PR и зачем его используют?

Технологии судебного PR (англ. Legal-PR) помогают выиграть суд либо нивелируют его решение, защищая репутацию клиента.

Юристы прибегают к освещению судебного процесса в СМИ, чтобы сделать его открытым для общественности и косвенно повлиять на суд, например создав определенное предубеждение у участников дела. Ставка также делается на то, что упоминание процесса в газетах и на телевидении способно создать атмосферу контроля над ситуацией. Поэтому, когда компании привлекают к спору PR-сопровождение, они рассчитывают на то, что в этом случае решение суда будет максимально прозрачным и объективным. Иногда для этой же цели на слушания приглашают журналистов, чтобы они непосредственно следили за работой суда и писали об этом в СМИ.

PR помогает сформировать общественное мнение так, чтобы неблагоприятное для компании судебное решение не повлияло на деловую репутацию клиента. Например, процесс освещают в прессе с целью обелить собственников крупных предприятий в глазах многотысячного персонала, инвесторов или бизнес-партнеров.

PR-сопровождение судебного разбирательства также используют, чтобы запугать оппонентов, вынудить их снять претензии или подписать мировое соглашение. Часто такие мероприятия организуют до того, как конфликт дойдет до суда.

Михаил Успенский, партнер Taxology:

«Лозунг «судьи — тоже люди» — один из главных аргументов, который используют, чтобы обосновать необходимость подключения PR-машины к громкому судебному разбирательству. Есть мнение, что к процессу, который широко освещается в СМИ, судья отнесется внимательнее и постарается избежать грубых процессуальных нарушений, которые получат широкую огласку. Но наивно полагать, что общественный резонанс заставит судью принять именно то решение, которое выгодно инициатору PR-волны».

На какой стадии конфликта эффективнее обращаться к PR-технологиям?

Единого правила, когда начинать работу по PR-сопровождению, нет. Но освещение конфликта на начальной стадии увеличивает вероятность того, что дело вообще не дойдет до суда. Во-первых, потому, что оппонент может испугаться общественного мнения и постарается замять дело мировым соглашением. Во-вторых, на досудебной стадии можно заручиться поддержкой профильных государственных ведомств и департаментов.

Анна Можаева, менеджер по маркетингу и PR «Инфралекс»

«Наиболее эффективно PR-сопровождение будет работать до начала процесса. Вы должны критично оценить потенциальные последствия спора: на какие группы лиц он может повлиять, какие последствия будет иметь тот или иной исход дела, какие риски вы несете. Я категорически против отмалчивания: информационный вакуум должен быть заполнен. Если вы не работаете со СМИ, то за вас и против вас это сделают соперники».

Кто ведет PR-кампанию — юрист или специалист по связям с общественностью?