ЗОЖ-тренды: перспективный бизнес или модный фейк
«В здоровом теле успешный дух» — так можно перефразировать известную поговорку в наши дни. Здоровый образ жизни стал неотъемлемым атрибутом успеха. Известные предприниматели рассуждают о биохакинге и рассказывают, как тренировки, витамины и правильное питание помогают повысить продуктивность. Популярные блогеры в Instagram (организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ) выкладывают фото из спортзалов со смузи в руках. На этом фоне многие предприниматели смотрят в сторону ЗОЖ-бизнеса.
По данным Euromonitor International, объем продаж на рынке здорового питания в России по итогам 2018 года составил 872,9 млрд руб. Эксперты ожидают, что к концу 2019-го продажи вырастут до 901,4 млрд руб.
Чтобы оценить динамику развития ЗОЖ-бизнеса, мы изучили платежи через сервис «Яндекс.Касса» (платежное решение для интернет-магазинов, к которому подключено более 106 тыс. сайтов).
В анализе учитывались онлайн-продажи и оборот компаний, продающих участие в марафонах, забегах, заездах; магазинов и сервисов доставки здорового и диетического питания за прошедший год. И вот что у нас получилось.
Средний чек здоровья
Не секрет, что здоровый образ жизни стоит денег. Средние чеки онлайн-покупок в сферах, связанных с ЗОЖ, в несколько раз выше, чем, например, в обычных продуктовых магазинах.
Так, средний платеж за участие в марафонах и спортивных мероприятиях, по данным сервиса «Яндекс.Касса» за прошедший год, в России составил около 7 тыс. руб. В доставке спортивного и здорового питания средний чек превысил 5 тыс. руб. Для сравнения: средний платеж в онлайн-магазинах категории «Продукты питания» находится на уровне 1,2–1,9 тыс. руб., а при оплате через «Яндекс.Касса» покупки в ресторанах быстрого питания по итогам 2018 года — 314 руб. Впрочем, на лекарства и биодобавки россияне тоже тратят немало: по нашим данным, средний чек в этой категории товаров — около 2,2 тыс. руб.
ЗОЖ к пляжу
Интерес к спорту и здоровому питанию имеет периоды взлетов и падений. Статистика продаж подтверждает давно сложивший стереотип, что быть в форме люди хотят не весь год, а например, к пляжному сезону.
Так, в сфере спортивного питания рост начинается в марте и держится до августа. Осенью спрос резко падает, затем начинается мертвый сезон с небольшим движением вверх — видимо, за счет желающих улучшить форму к новогоднему торжеству.
В сфере продаж билетов на марафоны и прочие спортивные состязания пик приходится на март: фанаты бега на длинные дистанции стремятся занять места в лучших событиях сезона, а любители горных лыж и сноубордов закрывают его массовыми мероприятиями.
Традиционно бегуны заранее планируют свои старты, поэтому пик так выразителен. После мартовского скачка продажи растут более равномерно в течение всего сезона, и небольшой подъем отмечается в начале зимы, когда открывается лыжный сезон. Для начинающего бизнеса очень важно иметь стабильный доход, чтобы окупить затраты на открытие, продвижение, зарплаты. В сферах, где ярко выражена сезонность, выжить сложнее, и к этому нужно быть готовыми.