Материал раздела Основной
Вадим Журавлев

Игры со смыслами: как цифровизация задает тренды в брендинге

Все мы замечаем, как меняются бренды, которые нас окружают. Наблюдательный взгляд непременно отметит общие закономерности этих изменений. В первом приближении они могут показаться не более чем данью моде. Но это не так

В действительности эти изменения — ответ на важные перемены в социальной и культурной жизни. Например, есть ощущение, что всего стало очень много. Я говорю о феномене переизбытка, когда, желая купить в интернете самую простую вещь, мы получаем выдачу сотен сайтов с разными предложениями. Появляется потребность в «фильтрах»: уберите все лишнее, дайте мне то, что хочу, я не готов слишком глубоко погружаться в эту тему.

С другой стороны, мы живем в эпоху фейков, или, точнее сказать, размытой реальности: сложно разобраться, где правда, а где ложь. Казалось бы, с развитием технологий и видеофиксации событий мы должны чувствовать себя увереннее, но нет. Каждый пользователь интернета сегодня — блогер, и каждый может доносить свою точку зрения так, как ему хочется, зачастую весьма убедительно. Поэтому особенно важными становятся поиск ориентиров, однозначность прочтения и восприятия любого месседжа.

Изменилась визуальная культура: мы перестали вдумчиво читать тексты, нам нужно схватывать информацию молниеносно. Соответственно, коммуникация становится все более инфографичной.

Появился феномен, который мы определяем как стремление к счастью: привыкнув к комфорту, люди хотят большего, им требуется больше эмоциональности и неформальности в коммуникациях. Меняется не только поведение, но и основы взаимодействия практически в каждой организации. Развитие социальных сетей все больше влияет на общество. Ты можешь зайти на официальную страницу любой компании и оставить свой отзыв или комментарии, которые увидят тысячи пользователей.

Все эти социальные тренды, в свою очередь, формируют ключевые тенденции, связанные с брендингом, и диктуют новые правила выживания в конкурентной среде.

Упрощение

Упрощение и лаконичность в дизайне — ответ на переизбыток информации. Нам нужны декларативные решения, поэтому в большом потоке новостей требуется быть очень простым и понятным. Долой объемы, градиенты, лишние декоративные элементы!

  • Логотип «МегаФона» нулевых был объемным, а сейчас плоский и одноцветный.

  • Uber в своем новом лого оставил всего лишь шрифт, хотя совсем недавно использовал значок геотега в логотипе.
  • Фешен-бренды массово двигаются в сторону простоты и лаконичности. Burberry, Celine, Diane von Fürstenberg, российский модный ретейлер Aizel почти друг за другом отказались от изысканных лого с дополнительными деталями, изображениями и даже гравюрами в пользу простых прямых шрифтов без засечек.
  • Футбольный клуб «Ювентус» сменил традиционную эмблему на символичный щит с буквой J и показал, что по пути упрощения идут даже культовые спортивные бренды, где приверженность болельщиков к традиционным цветам и геральдике клубов носит беспрецедентный характер.

У этого тренда, безусловно, есть обратная сторона. Чем проще графические решения, тем выше шанс стать похожим на другой бренд.

Если вы выбираете форму круга, то можете автоматически ассоциироваться со всеми компаниями, использующими круг, потому что это самая популярная геометрическая фигура.

Чем проще шрифт вы берете, тем сильнее он будет похож на другой простой шрифт. Но в этом есть и определенный челлендж, быть простым и уникальным одновременно. Точка в конце фразы как идея завершенности и пунктуальности — достаточно тиражная история в визуальной идентификации.

Компания Deloitte смогла развить из простой точки в логотипе впечатляющий стиль, каждый раз по-особому применяя ее в разных контекстах. Зеленая точка из логотипа превращается в коммуникациях бренда в любое фото или графику, напоминающую круг, будь то пачка балерины, планета, абстрактная диджитальная графика.

При этом простота форм не подразумевает буквальности. Принцип «если я пеку хлеб, то рисую булку, а если занимаюсь нефтью, то изображаю скважину» остался в прошлом. Современные бренды коммуницируют на уровне интуитивно понятных символов и метафор.