Светлана Чупшева

Гендиректор АСИ: «Регулирование бизнеса упростилось, но давление растет»

Финансы Право Инвестиции Статьи РБК
На ПМЭФе озвучили итоги шестого Национального рейтинга состояния инвестклимата в субъектах РФ. Доля компаний, столкнувшихся со случаями коррупции со стороны органов власти, за три года увеличилась на 51%

На протяжении пяти лет по поручению президента России Владимира Путина АСИ и ведущие деловые объединения оценивают усилия региональных властей по улучшению инвестиционного климата. Рейтинг не просто инструментом оценки: он представляет собой целостную систему, благодаря которой регионы могут улучшать инвестиционный и деловой климат. После формирования очередного национального рейтинга мы анализируем решения, которые позволили регионам-лидерам стать лучшими. Смотрим, какие подходы могли бы масштабироваться в большинстве субъектов, несмотря на географические, экономические и другие особенности. Такие решения формируют перечень лучших управленческих практик. В дальнейшим этим практикам региональные управленческие команды обучаются на площадке президентской академии РАНХиГС.


Рейтинг обращает внимание регионов не только на регуляторную среду, институты поддержки инвесторов, инвестиционную инфраструктуру, но и на такое важное направление, как поддержка малого бизнеса. В рамках этого направления оцениваются показатели доступа малого и среднего бизнеса к государственному и муниципальному заказу, ежегодный прирост количества малых и средних предприятий, удовлетворенность финансовой поддержкой и другие значимые аспекты. Деловая среда в регионах, на наш взгляд, должна быть одинаково комфортна как для крупного инвестора, так и для перспективного малого предпринимателя.

Для того чтобы понять, насколько эффективно функционирует система национального рейтинга, мы решили проанализировать суммарные изменения, которых регионам удалось добиться за несколько лет.

Серьезные улучшения видны в сокращении времени и количества административных процедур. Так, к 2018 году по сравнению с 2015-м в среднем по регионам на 17% уменьшилось время регистрации юридических лиц, на 21% сократилось количество процедур, необходимых для регистрации юрлиц. За последние четыре года на 24% сократилось среднее время получения разрешений на строительство, число процедур при этом уменьшилось на 10%. На 22% сократилось среднее время подключения к электросетям по сравнению с 2015 годом, на 25% — период прохождения процедуры постановки на кадастровый учет для бизнеса.

Опросы предпринимателей, на основе которых формируется рейтинг, также показывают положительную динамику по некоторым направлениям, характеризующим развитие инвестиционной инфраструктуры. С 2015 года в среднем на 13% увеличилась эффективность работы советов по вопросам развития инвестклимата, на 33% выросла эффективность работы специализированной организации по привлечению инвестиций в регионы и работе с инвесторами.

Наряду с успехами мы увидели и проблемные участки. В основном они связаны с усилением административного давления на бизнес со стороны проверяющих органов. По сравнению с 2015 годом среднее количество запрошенных дополнительных документов на одну компанию в год от проверяющих органов возросло на 59% в 2018-м. Увеличение количества запрашиваемых дополнительно документов наблюдается в Уральском, Приволжском и Центральном федеральных округах. Единственный федеральный округ, где данный показатель падает, — Сибирский.

Среднее количество контрольно-надзорных мероприятий в отношении одного юрлица или ИП за тот же период возросло на 17%. Доля компаний, столкнувшихся со случаями коррупции со стороны органов власти, за последние три года в среднем увеличилась на 51%. На протяжении всего периода 2015–2018 годов наблюдается увеличение доли компаний, столкнувшихся с давлением со стороны органов власти, в среднем с 19 до 29%.

Приведенные показатели подводят нас к нескольким основным выводам. Во-первых, видны серьезные улучшения в административном регулировании бизнеса в сторону сокращения избыточных процедур и времени их прохождения. Это означает, что многие регионы качественно проанализировали свои проблемы в данном направлении, поставили KPI по улучшению ситуации, изменили региональное законодательство и итоге добилось положительных результатов.

Во-вторых, наблюдается положительная динамика в оценке бизнесом работы руководства регионов. Предприниматели и инвесторы дают значительно больше положительных оценок в ходе опросов. Это означает, что региональные команды стараются найти общий язык с бизнесом, активнее идут на диалог, становятся более открытыми, реализуют новые форматы совместной коммуникации.

Третий важный вывод, к сожалению, безрадостный и тревожный: на сегодняшний день бизнес и инвесторы в регионах испытывают нарастающее год от года давление со стороны проверяющих органов власти.

Несмотря на огромные усилия региональных команд по снижению административных барьеров, работу институтов развития, инвесторы и предприниматели не могут работать комфортно и планировать долгосрочное развитие в ситуации, когда сталкиваются с необоснованным давлением регуляторов.

Успехи чиновников, реализовавших качественное сопровождение инвестора в регионе, могут быть сведены на нет непрофессионализмом и коррупционным поведением других представителей госорганов, осуществляющих функции контроля и надзора.

Мы считаем, что в работе регионов по улучшению делового климата в рамках нацрейтинга не должно быть выпадающих звеньев. Только эффективная работа по всем ключевым направлениям развития инвестиционной среды, профессиональная команда, открытость перед инвесторами, понятные правила игры позволят региону стать местом притяжения бизнес-сообщества, развивать и укреплять свою экономику и социальную сферу.