РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Рынок велит делиться. Дайджест иностранных СМИ

Ретейл Услуги Инновации Дайджесты РБК
Западные СМИ спорят о будущем шеринг-экономики, плюсах и минусах совместного пользования и рассказывают, как Netflix спасает африканский кинематограф, а миллениалы разоряют автоконцерны

Новый формат материалов «РБК Pro» — дайджесты иностранных СМИ по темам, важным для разных отраслей.

Fast Company: почему не взлетели шеринговые приложения для пылесосов и дрелей?

Идея стартапа Neighborrow, появившегося в 2006 году, казалась очень простой и привлекательной: если вам нужна дрель всего раз в год, а миксер каждые полгода, почему не использовать их вместе с соседями, вместо того чтобы иметь собственные дома? В следующие несколько лет появилось немало разных платформ, работающих по модели шеринг-экономики. Их общая цель — помочь снизить негативное влияние на экологию производств товаров, которыми потребители редко пользуются. Airbnb взлетел, каршеринг и байк-шеринг тоже, однако почти все остальные шеринговые стартапы провалились. «Люди просто не хотят ничего одалживать: их не волнует, что покупают вещи, которые потом пылятся в шкафу или кладовке», — отметил сооснователь Neighborrow Адам Берк.

По словам Марка Проммела, партнера компании Pensa, специализирующейся на промышленном дизайне и консалтинге, успех шеринговых платформ мало связан не столько с самим принципом совместного пользования, сколько с удобством. «Пользоваться CitiBike в Нью-Йорке приятнее и удобнее, чем иметь собственный, потому что велосипеды для совместного пользования всегда там, где больше всего нужны, и тогда, когда нужны, — говорит он. — Велосипед тяжелый, стоит дорого, занимает много места, его могут украсть».

Попытки в области совместного пользования провалились, потому что подразумевали постоянное взаимодействие с другими пользователями, а это значит подстраиваться под чье-то расписание, настроение, место жительства, что создает неудобство. Успех платформы совместного пользования зависит от наличия сопутствующей инфраструктуры: платформа играет роль централизованной площадки, где есть перечень всех вещей, а приложение помогает проверить, есть ли какая-либо вещь в наличии, как далеко находится, а также отметить факт ее получения или передачи другому лицу. «То, что эти платформы не взлетели тогда, можно объяснить не тем, что идея плохая: скорее реализация была непродуманной и не отвечала ожиданиям пользователей об удобстве и простоте шеринг-экономики», — добавляет Проммель.

Источник: Fast Company

Vox: Urban Outfitters сдает одежду в аренду

Ретейлер Urban Outfitters запускает сервис проката одежды по подписке Nuuly. В приложении доступны вещи из коллекций Urban Outfitters, брендов, которыми владеет компания, и партнеров ретейлера Reebok, Levi’s, Wrangler. Заплатив $88, пользователи могут на месяц взять шесть вещей общей стоимостью не более $800.

Urban Outfitters описывает Nuuly как решение проблемы миллениалов, которые хотят постоянно обновлять гардероб и при этом не вредить природе избыточным потреблением.

Существует несколько сервисов, предлагающих использование одежды, мебели и других товаров по подписке. Самый известный — Rent the Runway, который с 2009 года сдает напрокат дизайнерские платья. C 2019-го мебель в аренду предлагает клиентам IKEA. Nuuly может сделать идею, что обладать вещами необязательно, еще привычнее. Одно дело — арендовать мебель для съемной квартиры или коктейльное платье на свадьбу подруги, совсем другое — брать напрокат даже недорогие вещи, такие как джинсы или майки.

Источник: Vox

Forbes: как шеринг-экономика меняет способы оплаты

Платежи подстраиваются под покупателя

Uber и похожие сервисы предлагают пассажирам продвинутые функции оплаты, например возможность разделить стоимость проезда с попутчиком. Платформы для аренды квартир Vrbo и Kigo позволяют иностранным туристам оплатить жилье привычным для их страны методом. Компании пытаются обогнать друг друга в создании лучшего клиентского опыта, потому что разочарованный покупатель может не дать сервису второго шанса.

Клиенты хотят большего

Пользователи хотят максимально широкого выбора способов оплаты: платежи с помощью голоса, отпечатков пальцев, электронные кошельки. Теперь онлайн-платформы должны внедрять не те методы оплаты, что проще для них, а те, что хочет клиент. Компаниям нельзя расслабляться: пользователи, скорее всего, не смирятся с неудобным способом оплаты, даже если продукт им очень нравится.

Удобство должно сочетаться с приватностью

По результатам исследования IBM, 81% покупателей беспокоятся о том, как используются их персональные данные, и при этом хотят, чтобы сервисы и устройства запоминали, какие методы оплаты для них предпочтительнее. Бизнесу важно понимать, где проходит граница в использовании персональных данных, и это сложно, потому что с развитием платформ мошенники тоже придумывают новые ходы и уловки.

Источник: Forbes

Bloomberg: Netflix спасает африканский кинематограф от пиратов

В декабре 2018 года нигерийская киностудия из Лагоса EbonyLife Films впервые показала фильм «Важный папочка» — полнометражную драму об эксцентричном миллиардере, после внезапной смерти которого родственники включились в борьбу за наследство. К концу месяца фильм стал самым популярным в кинопрокате Нигерии. На этом жизненный цикл картины мог бы закончиться, потому что Нолливуд, как называют энергично развивающуюся киноиндустрию Нигерии, уже долгое время страдает от пиратских DVD-копий.

Но весной 2019 года EbonyLife продала права на фильм стриминговому сервису Netflix, и в марте фильм стал доступен 149 млн зрителей в 190 странах мира. По мнению генерального директора EbonyLife Мо Абуду, стриминговые технологии помогут изменить ситуацию: нигерийские фильмы увидят зрители во всем мире, и у Нолливуда будет намного больше возможностей заработать.

Netfliх работает в Африке c 2016 года и регулярно инвестирует в местное кинопроизводство. Прошлой осенью сервис выкупил первый нолливудский фильм «Львиное сердце» — драму о женщине, которой из-за болезни отца приходится проявить себя в традиционно мужском бизнесе автобусных перевозок. В апреле 2019 года Netflix анонсировала выход первого африканского мультсериала «Команда Мамы К 4», снятого студией Triggerfish Animation из ЮАР.

Обычно из-за скромного бюджета нолливудские фильмы выглядят менее эффектно, чем их аналоги в США и Европе. Африканские производители уже начали переходить с релизов на DVD, на более качественную видеопродукцию для кинотеатров и для домашнего просмотра. Но, чтобы выпускать высокобюджетные картины, компаниям не хватает денежных средств. В мае 2019 года режиссеры и продюсеры из Нигерии впервые побывали в Каннах — на фестивале заработал павильон стран Африки. Они участвовали в переговорах и дискуссиях о финансировании, заключении сделок и расширении сети дистрибуции. Но на родине у нолливудских производителей по-прежнему много проблем. Нигерийский режиссер и продюсер Канл Афолаян говорит, что, несмотря на то что с приходом стриминговых сервисов монетизировать нолливудские фильмы стало проще, пираты все еще «отъедают огромный кусок от этого пирога».

Полную версию статьи читайте по ссылке на «РБК Pro».

TechCrunch: коворкинги наступают

Крупнейшая сеть коворкингов WeWork получила дополнительные инвестиции — $4,4 млрд от японского SoftBank — и стала вторым по ценности стартапом после Uber. Все больше компаний старается превратить невостребованные коммерческие площади в доступные коворкинг-пространства. Workbar организует их на «территории» ретейлеров, Campsyte трансформирует пустые парковки в коворкинги под открытым небом и «дистанционные офисы» для организаций, Spacious и KettleSpace сотрудничают с ресторанами, закрытыми в течение дня, и открывают там коворкинги «для своих».

Коворкинги весьма привлекательны для владельцев малоиспользуемых квадратных метров. Они не требуют серьезных изменений инфраструктуры в отличие от аренды помещения под мероприятия или поп-апы. Нескольких дополнительных розеток и хорошего Wi-Fi достаточно, чтобы превратить шумное кафе, в котором полно фрилансеров, сидящих за столиком с одной чашкой кофе и ноутбуком весь день, в эффективное и экономически выгодное пространство. Многие рестораны в крупных городах заинтересованы получить дополнительный источник дохода при минимальных вложениях. Например, Spacious — при огромном количестве заявок лишь 5% желающих стали членами сети.

В свою очередь, такие альтернативные коворкинги не должны вкладывать средства в ремонт или переоборудование пространства, платить аренду, и это дает им возможность предложить более выгодные условия для своих клиентов, чем традиционные коворкинги. Например, в Нью-Йорке абонемент у Spacious обойдется в $99–129, а место в WeWork — уже в $300–800 в месяц. При такой бизнес-модели срабатывает эффект сети и все остаются довольны: подрядчики — ростом числа пользователей услугами коворкинг-сети, а пользователи — постоянным расширением сети за счет новых локаций.

По мере того как на рынок приходит все больше тех, кто работает удаленно и кому не требуется более стабильное в традиционном понимании рабочее место, спрос на коворкинги, традиционные и альтернативные, может упасть. Кроме того, конкуренция за свободные места и трафик в кафе и бесплатных местах, подходящих для удаленной работы, должна быть достаточно высокой, чтобы покупка абонемента в коворкинг была оправданна и давала дополнительные преимущества, особенно в менее густонаселенных районах. Некоторые могут столкнуться с тем, что в ближайшем коворкинге сети свободных мест нет, а дорога до другого неудобная или занимает слишком много времени.

Источник: TechCrunch

The Wall Street Journal: Uber банит пассажиров с низким рейтингом

На прошлой неделе сервис Uber объявил, что начнет банить пассажиров, чей рейтинг «значительно ниже среднего». Водителей с низким рейтингом отстраняют уже давно, поэтому делать так же с пассажирами — значит продвигать взаимоуважение, считают в компании.

В некоторых случаях это справедливо: есть пассажиры, которые кричат на водителей или мусорят. Но ряд таксистов ставят пользователям низкие оценки из-за обстоятельств, не контролируемых пассажирами. Например, кто-то медленно садится и выходит из машины из-за проблем со здоровьем, а кто-то не владеет местным языком.

Согласно отчету компании за первый квартал 2019 года, прирост пользователей Uber замедляется. Возможно, такое радикальное решение отпугнет новых клиентов сервиса и даже ухудшит ситуацию.

Источник: The Wall Street Journal

The Verge: музыкальный стриминг меняет песни

Пользователи совсем недавно привыкли слушать музыку через стриминговые сервисы, но это уже повлияло на ее создание.

В 1995 году средняя продолжительность песни составляла 4 минуты 30 секунд, а теперь — 3 минуты 42 секунды. Дело в том, что раньше музыкантам платили за продажи альбомов или синглов, а сейчас — за каждый раз, когда пользователи прослушивают более 30 секунд песни. Поэтому исполнители стремятся составлять альбомы из множества коротких треков.

Музыканты должны сразу привлечь и удержать внимание слушателя, чтобы тот не переключился дальше. Поэтому теперь в песнях реже встречаются долгие вступления. Часто в начале трека в течение пяти-десяти секунд проигрывается самая узнаваемая часть, чтобы заинтересованный пользователь дослушал ее до 30-й секунды.

Все больше песен длится менее трех минут, особенно в хип-хоп-музыке. Продолжительность трека Lil Pump’а «Gucci Gang» — 2 минуты 4 секунды. В его новом альбоме 14 песен длятся меньше трех минут, в том числе десять — меньше двух минут.

Источник: The Verge

Bloomberg: молодежь разоряет автомобильные концерны

Автопроизводители бьются за то, чтобы вернуть расположение молодежи. С миллениалами они уже потерпели неудачу: десять лет назад, когда цены на бензин рухнули, а молодые люди отдали предпочтение джипам и внедорожникам, компании сосредоточились на малолитражках. Теперь производители снова сменили стратегию — отказываются от седанов и бросают все силы на внедорожники — и сильно рискуют. Тем временем поколение Z предпочитает компактные автомобили и куда более консервативно в вопросах трат, чем миллениалы.

«Для тех, кто покупает свою первую машину, средняя цена постоянно растет, и неважно, о какой возрастной группе идет речь — миллениалах или поколении Z», — говорит старший вице-президент по производству Honda Motor в США Хенио Архенджели. Компания, как и некоторые ее конкуренты, в том числе Hyundai Motor, по-прежнему предлагает недорогие автомобили для покупателей, решившихся на покупку первого авто.

Развитие технологий, затронувшее и автопром, тоже может повлиять на решения поколения Z. К 2030 году, когда эта возрастная группа достигнет финансовой стабильности, беспилотные автомобили наверняка станут нормой: по прогнозам, одна такая машина, способная вместить всю семью, заменит два авто в гаражах американцев. Но до того, как это случится, такие авто, скорее всего, будут предлагать по новой схеме. Вполне возможно, это будет аренда, как в случае с Uber или электроскутерами. «Одна из самых больших угроз для авторынка заключается в том, что представители молодого поколения переключаются на шеринговые сервисы и уже не хотят владеть той или иной вещью, — говорит вице-президент по аналитике и данным компании J.D.Power Тайсон Джомини. — Вполне возможно, они никогда не станут покупать автомобили».

Специалист консалтинговой компании Publicis Sapient, которая работает с Fiat Chrysler, Mercedes и Nissan, Алиса Альтман говорит, что к следующему году поколение Z составит 40% всех потребителей. Так что у детройтских производителей просто не останется выбора: чтобы заинтересовать молодежь, им придется пересмотреть старую стратегию, которая предусматривает конец эры седанов. «Нам нужно не только переключиться на современные технологии. Важно также понять, как будет вести себя новое поколение, и перестроить всю нашу продукцию и сервисы под его потребности», — говорит председатель совета директоров Nissan Motor в Северной Америке Луис Вальс.

Полную версию статьи читайте по ссылке на «РБК Pro»

The Telegraph: Uber — просто либертарианская афера?

Изначально сервис Uber считал себя частью шеринг-экономики (экономика совместного пользования). Идея заключалась в том, чтобы водители могли заниматься любимым делом, параллельно немного подрабатывая с помощью приложения. К сожалению, такой заработок оказался невелик. А если учесть расходы на бензин, ремонт и мойку машины, то куда выгоднее работать даже в «Макдоналдсе». Сейчас Uber создает касту низкооплачиваемых рабочих, надеясь, что скоро водители вообще уйдут в прошлое, уступив место беспилотным автомобилям. В отличие от Amazon, Facebook и Google Uber не создает нового, а разрушает старое, тратя на это миллиарды. У сервиса есть отличное приложение и большие данные, но своим успехом он обязан инвесторам, которые верят, что однажды Uber уничтожит конкурентов и будет доминировать в сфере транспорта.

Планы Uber не ограничиваются поездками на такси. Миссия компании — «расширять возможности, приводя мир в движение». Uber Eats будет доставлять еду, а электровелосипеды и скутеры со свободной парковкой изменят мировую транспортную структуру.

Изменения таких масштабов требуют поддержки. Но, во-первых, Uber потеряла свой авторитет после многочисленных скандалов вокруг нее. Во-вторых, время преклонения перед технологиями прошло: сегодня кажется невозможным, чтобы Лондон, Нью-Йорк или Сан-Франциско передали Uber бóльшую часть транспортной инфраструктуры.

Источник: The Telegraph