Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 90₽ 30₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Лента новостей
PRO Все новости
Мобильный террор: как сервис доставки разозлил курьеров — Bloomberg HR, 19 июл, 17:21 Ближе к звездам: космос для бизнеса. Дайджест иностранных СМИ IT, 19 июл, 16:35 Далеко на Север: как государство стимулирует инвестиции в Арктику Право, 19 июл, 15:27 Гендиректор «Ленты» Герман Тинга – о новой реальности российского ретейла Потребительские товары, 19 июл, 14:25 Ваш иск оплачен: как небольшим компаниям без нужных связей выиграть суд Право, 19 июл, 13:15 «Умный» HR: технологии интеллектуального управления персоналом IT, 19 июл, 12:15 Не ждали: что делать при внеплановой налоговой проверке Право, 19 июл, 11:02 Жонглирование словами: как отличить искусственный интеллект от подделки AI, 19 июл, 10:01 Спор из-за повышенных задним числом налогов дошел до Верховного суда Недвижимость, 19 июл, 09:03 Прогресс вместо стресса: зачем в компаниях практикуют майндфулнесс Менеджмент, 19 июл, 08:59 Почему автогиганты отказываются от обаятельных малолитражек — Bloomberg Промышленность, 19 июл, 08:04 Мохнатая лапа в правительстве: как робот-мишка встретился с Путиным AI, 19 июл, 07:59 Похлопайте коллегу по плечу виртуально: как организовать удаленку HR, 18 июл, 17:58 Что цифровые технологии значат для строителей Строительство, 18 июл, 16:01
 
0 
Крылатые басни: пять укоренившихся мифов о современных беспилотниках
Транспорт IT AI
Андрей Вавилин, основатель компании — разработчика технологии управления транспортом BaseTracK, — о реальности прогнозов по поводу того, что к 2024 году на городских улицах появятся первые беспилотники, и пяти главных стереотипах рынка
Фото: boeing.com

Ежедневно мировые медиа освещают развитие беспилотных транспортных средств. Эксперты смежных отраслей поздравляют друг друга с приближающимся успехом и прогнозируют скорый уход от использования классических автомобилей. Красной нитью по всем этим прогнозам проходит срок в пять лет — ожидается, что к 2024 году беспилотники появятся на городских улицах без инженера-испытателя в водительском кресле.

Несмотря на то что в сфере беспилотного транспорта заняты сотни, если не тысячи компаний, а в инфополе регулярно появляются оптимистичные прогнозы о скором выходе беспилотников на дороги, в реальности дело обстоит немного иначе, чем нам пытаются показать игроки рынка. Это касается как коммерческой, так и технологической составляющих. В сфере транспорта с автономным управлением много хайпа, не совсем корректных данных и еще больше укоренившихся мифов.

Миф № 1. Через пять лет робомобили заменят традиционный транспорт на дорогах общего пользования

Около двух месяцев назад Tesla Model 3 с включенным автопилотом въехала в фуру с прицепом. Системы электромобиля не обнаружили крупное препятствие, которое оказалось выше уровня «глаз» Tesla, и даже не попытались задействовать тормозную систему. В результате автомобиль врезался в прицеп на полном ходу, что стало четвертой аварией компании с летальным исходом.

Несмотря на то что процент ДТП с участием беспилотников не идет ни в какое сравнение с происшествиями, где не задействована технология, мир еще раз убедился в том, что говорить о полной готовности к использованию системы на городских улицах рано. Отказываться от инженера-испытателя в водительском кресле — тем более.

Лидером в сфере разработки робомобилей считают Waymo — подразделение Google, которое работает над автопилотируемыми системами около десяти лет. Автомобили с автономным управлением от Waymo тестируются на дорогах Калифорнии. Однако десятки очевидцев утверждают, что проблем возникает немало: и во взаимодействии с другими участниками движения, и в оценке текущей ситуации, и в степени автономности автомобилей. И мы говорим о пионере индустрии — игроке, который значительно обошел других участников!

После полутора лет активных испытаний компании пришлось оставить идею полностью автономного автомобиля, подключив на маршруты операторов, которые берут на себя управление при возникновении проблем с автопилотом. Пассажиры сервиса роботакси Waymo в 2018 году отмечали, что операторы часто ведут машину вместо автопилота, поскольку работа системы оставляет желать лучшего.

Даже технологии, предназначенные для автоматического управления транспортными средствами на закрытых площадках с минимумом препятствий, требуют многолетних испытаний, не говоря о робомобилях, которые планируется выпускать на дороги общего пользования. На тестирование беспилотников и доводку до высокого уровня надежности уйдет не менее десяти лет — и это в лучшем случае.

Миф № 2. Беспилотники свободно передвигаются по дорогам в плохую погоду

На самом деле ни один из запущенных в пользование робомобилей не способен уверенно держаться на дороге в плохих погодных условиях. Любой из факторов вроде снега, дождя, тумана или даже яркого солнца способен привести к сбою в компьютерной системе управления. Системы, на основе которых строится технология, такие как камеры и лидары, имеют огромное количество ограничений и требуют тонкой настройки. При этом, как и любая оптическая система, они пасуют перед разнообразием погодных условий.

Лидар — оптическая система, которая запускает короткие импульсы лазерного излучения на окружающие объекты и измеряет время возврата отраженного импульса. Лидар излучает до 150 тыс. импульсов в секунду. В конечном итоге компьютерная система получает картинку окружающего мира, обновляющуюся в режиме реального времени. К слову, на данный момент лидары не использует Tesla, которая считает, что системы слишком ненадежны из-за своей сложности.

В 2016 году автомобиль Tesla попал в аварию: камеры автопилота были ослеплены яркими солнечными лучами. Из-за этого два года назад погиб еще один человек — автопилот Tesla Model S не распознал на фоне яркого неба фургон белого цвета и врезался в него. Ну, а если идет дождь, снег, есть туман — камеры оказываются практически бесполезными, поскольку они мало чем могут помочь в таких условиях.

Даже человек, который ориентируется в пространстве гораздо лучше современных компьютеров, не всегда способен адекватно оценить ситуацию на дороге в условиях непогоды — дождя, снега, тумана. Компьютерные системы еще долго не достигнут адекватного уровня оценки внешних факторов, достаточного для поездки в автономном режиме в черте города. Если у автомобиля с компьютерным управлением имеются камеры, на них влияют капли дождя, снежинки, туман, яркие солнечные лучи.

Фото: Beck Diefenbach / Reuters

Надо также понимать, что даже при оптимальных погодных условиях возможности автопилота имеют ряд технических ограничений. Так, дорожная разметка хорошо распознается при скорости не ниже 30 км/ч и не выше 140 км/ч.

Миф № 3. Развитию беспилотников в РФ мешает отсутствие юридической базы

Часто можно услышать, что основная причина, по которой мы все до сих пор не ездим на беспилотниках по городу, — отсутствие законодательной базы. Мол, технология уже настолько совершенна, что единственная преграда на пути ее интеграции в повседневную жизнь — закон. На деле этой проблемы нет — еще год назад премьер России Дмитрий Медведев подписал постановление, которое разрешает с 1 декабря 2018 года испытывать беспилотные авто в Москве и Татарстане.

Законодательного ограничения по использованию беспилотного транспорта на закрытых промышленных участках нет, тем не менее беспилотники и там не используются массово.

По мнению экспертов, использование беспилотных автомобилей в России в любое время года возможно не ранее чем через семь-восемь лет, и то речь идет о работе автопилотного транспорта при горных разработках. Один из вариантов развития — транспортировка алмазоносной руды в Якутии.

Сейчас большинство проектов представляют собой proof-of-concept (в переводе с англ. — «доказательство концепции») системы, которые находятся на раннем этапе своего развития и нуждаются в дальнейшем тестировании и обкатке. Ни одна из современных систем не готова к массовой эксплуатации где бы то ни было — на дорогах общего пользования или промышленных площадках.

Миф № 4. Использование беспилотников позволит бизнесу экономить

Пожалуйста, представьтесь, чтобы получить бесплатный доступ