РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как торговые сети ущемляют права поставщиков

Ретейл Право Статьи РБК
Сотрудничество поставщиков с торговыми сетями — дело неравноправное. Государство пытается контролировать сферу, но аппетиты ретейлеров растут. Что делать поставщику, если его права ущемляют, рассказывает Анна Киндеева, партнер МГКА «Минеев и партнеры»
Фото:Алексей Мальгавко / РИА Новости
Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости

Торговые сети имеют привилегированное положение на рынке, потому что их мало, а поставщиков много. Пользуясь этим, они методично создают поставщикам дискриминационные условия работы. Зачастую это становится предметом судебных споров.

Ретейлеры пытаются использовать свое доминирующее положение на рынке разными способами. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

1. Ретейлер отказывается от заказанного товара

Принцип работы для любого поставщика — не нужно строить свою работу исключительно под одного покупателя. Это может иметь губительные последствия.

Компания — импортер консервов из Сербии заключила договор поставки с крупным байером и в течение года работала с одной торговой сетью. Она поставила сети товар, а по итогам сверок не получила за него ни рубля, да еще и осталась должна. С помощью адвокатов импортер в итоге получил деньги за товар и параллельно опроверг наличие у него долга (торговая сеть вернула деньги достаточно быстро — от претензии до исполнения прошло десять месяцев). Однако импортер уже не смог возобновить поставки и в итоге был ликвидирован.

Что делать поставщику в подобном случае

Поставщику надо понять, по каким причинам торговая сеть отказывается принять товар и оплатить его в рамках размещенного заказа. Если причина в качестве товара или в срыве сроков поставки (речь идет о нарушениях со стороны поставщика), то это может быть расценено как существенное нарушение условий договора. Такое нарушение дает покупателю право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора поставки.

Если вышеописанные причины отсутствуют и причина отказа не ясна (проще говоря, ситуация выходит за рамки разумного), то встает вопрос о дальнейшем сотрудничестве. Для начала напомните байеру торговой сети о необходимости соблюдать договоренности.

Что делать с товаром: три варианта действий

1. Обратиться в суд

Сначала зафиксируйте отказ от приемки товара. Если заказ оформлен надлежащим образом, то можно через суд попробовать вынудить покупателя принять товар. Но это не самый лучший вариант, так как суд займет время, а его исход не очевиден.

2. Перепродать товар и заявить в суде требование о возмещении убытков

Вы можете перепродать товар. Если получите за него меньшую сумму, чем планировали изначально, то сможете предъявить торговой сети иск о возмещении убытков. Убытки высчитываются как разница между ценой, предусмотренной договором, и ценой по совершенной взамен сделке.

Даже если вы не сможете перепродать товар, то сможете заявить в суде требование о возмещении убытков — разницы между ценой, установленной в договоре, и текущей ценой на момент расторжения договора.

3. Определить закупку и доставку товара как убытки, вызванные отказом байера выполнять обязательства

Другой вариант — попробуйте определить и закупку, и доставку товара как убытки, вызванные односторонним отказом покупателя исполнять свои обязательства. В подобных ситуациях также вам придется пойти в суд.

2. Торговая сеть навязывает невыгодные условия поставки

Невыгодные условия могут иметь разные вариации. К примеру, торговая сеть может установить разные цены на свои услуги для поставщиков аналогичной группы товаров. Или же торговая сеть может брать с поставщиков разную плату за одинаковый набор и объем услуг. К примеру, за размещение рекламы новых товаров в журналах и листовках торговой сети.

Главное негативное последствие — переплата за услуги, которые ретейлер оказывает другим продавцам дешевле или вообще бесплатно. Хотя услуги по маркетингу, рекламе, мерчандайзингу, оказываемые торговыми сетями, идентичны по своему содержанию для всех.

Что делать поставщику

Заявите в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) о дискриминационных условиях договора, поскольку это вопрос конкурентных отношений. Антимонопольное ведомство может не только привлечь торговую сеть к административной ответственности, но и обязать ее изменить условия договора.

3. Торговая сеть забрасывает поставщика требованиями