РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

От левых баз данных до big data: как эволюционировали технологии юристов

Право IT Статьи РБК
Российские юридические фирмы прошли долгий путь — от покупки ворованных баз данных у метро до инвестиций в искусственный интеллект. «РБК Pro» спросил юристов, когда они смогут доверить свою работу роботам

Прошлогодний баттл мегафоновского чат-бота против известного юриста, партнера «Пепеляев групп» Романа Бевзенко, в котором Роман и бот дискутировали по поводу прав на здание, построенное арендатором на арендованном участке, показал, что недалек тот день, когда машины смогут успешно конкурировать с людьми не только на производстве, но и в консалтинге и даже в суде. Роман оказался более убедительным (потому что судили их все-таки люди), но счет был отнюдь не разгромным (243/178).

Пока же все ИТ-разработки направлены не на замену юристов, а на повышение их эффективности — потому что надо поспевать за корпоративными клиентами, многие из которых уже прошли этап диджитализации и теперь требуют от своих консультантов соответствия себе. Свою роль в нагнетании этого «давления клиентов» играет и кризис: юристам приходится либо инвестировать в риски, принимая их часть на себя от клиентов, либо — при сохранении фиксированной и почасовой оплаты — делать больше за те же деньги. В любом случае даже для сохранения привычных доходов юристам приходится инвестировать: либо в проблемы, либо в технологии.

Денис Иваненко, партнер Denisov Robotics:

«В последнее время среди клиентов по роботизации все чаще попадаются юридические подразделения крупных компаний и реже — юридические консультанты.

Несмотря на достаточно консервативную отрасль, жесткая конкуренция подталкивает компании улучшать процессы, выигрывая в скорости и качестве процессов. Также роботизация позволяет высвободить дорогостоящее время сотрудников-юристов от рутинных операций».

По словам эксперта, большинство задач роботизации не могут быть закрыты коробочным решением, так как процессы и требования уникальны для каждого клиента. Однако он выделяет основные области роботизации юридических компаний и подразделений, при которых используются существующие наработки:

  • первичная обработка обращений клиентов через чат-боты, мессенджеры, порталы самообслуживания — ответы на типовые вопросы, запрос документов, запрос контактных данных;
  • получение и разбор входящей почты — документы, письма;
  • предварительная проверка роботом необходимого комплекта документов (например, при периодических отчетах, сделках);
  • предварительная проверка ключевых моментов в документах — например, наличие необходимых Ф.И.О., адресов, реквизитов;
  • взаимодействие с внешними системами — обычно проверки, например наличие обременений при сделках с недвижимостью;
  • регистрация документов во внутренних учетных системах на основе прочитанной роботом информации.

По оценке Pravo.ru, объем рынка ИТ-технологий для юристов сегодня составляет $400 млн и перспективы роста у него огромные, так как проникновение ИТ на нем не превышает 15%. Крупнейшие фирмы инвестируют десятки миллионов рублей в собственные «умные» системы, которым передают рутинную работу — ту самую, которую до сих пор делали младшие юристы. Небольшие компании и адвокатские бюро подписываются на коробочные решения, позволяющие за 30–35 тыс. руб. в месяц оптимизировать бизнес-процессы и стать понятнее для самих себя и для клиента. «Технологии развиваются крайне динамично, и появление множества инновационных LegalTech-платформ позволяет быстро и эффективно разрабатывать на их основе решения для автоматизации юридического бизнеса, — говорит Наталья Толченникова, директор по специальным проектам АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». — Это критичное условие для сохранения лидирующих позиций на рынке».

Специалисты разделяют технологии для юристов на три уровня: enabler solutions (облачное хранение и защита данных от кибератак), process support (диджитализация бэк-офиса, бухгалтерии, биллинга, отношений с клиентами) и самые продвинутые системы, помогающие юристам при проведении расследований, анализе данных и документов и даже в судебных процессах.

Игорь Кондрашов, вице-президент, директор правового департамента Сбербанка России 

«В цифровизации юридической профессии можно выделить два направления — классическая автоматизация рутинной деятельности и интеллектуальное принятие юридических решений. Второе невозможно без первого, поскольку ИИ-компоненты робота-юриста встраиваются в автоматизированные юридические процессы и обучаются на накопленных в них данных. Работа над интеллектуальным, направлением цифровизации юридической деятельности сопряжена с двумя техническими вызовами.

Первый связан с тем, что почти вся информация, на основе которой требуется принять решение, представлена в неструктурированном текстовом виде в различных юридических документах. Чтобы извлечь такую информацию, мы достаем из юридических документов знания, создаем модели глубокого обучения, использующие NLP (Natural Lanuage Processing), графовые алгоритмы и другие методы ИИ, размечаем документы для тренировок моделей и внедряем интеллектуальные сервисы, они обеспечивают построение формализованных юридических знаний и извлечение из них структурированной информации, которая обрабатывается роботом-юристом, формирующим юридическое заключение.

Второй вызов связан с необходимостью формализовать логику принятия решения. Здесь мы пошли путем создания специального юридического языка программирования (DSL). Это новаторское решение банка позволяет юристам самостоятельно создавать правила юридических проверок и передавать их в программный код, который в дальнейшем используется роботом-юристом. Синтаксис этого языка делает его похожим на натуральный русский язык и позволяет юристам самостоятельно программировать юридические алгоритмы.

В связке с другими интеллектуальными компонентами, использующими нейронные сети, эти технологии применяются, например, в определении правоспособности контрагента, полномочий подписанта: в итоге уходят секунды на принятие решения вместо часов или дней на работу юристов».

Хорошо ильфам