Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 90₽ 30₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
PRO Все новости
Война клиента и ретейлера: кто порождает потребительский терроризм Маркетинг, 17:56 Создаем совет директоров: четыре рекомендации среднему бизнесу Менеджмент, 16:47 Как разжечь и поддерживать интерес сотрудников к работе HR, 16:02 Понять и привлечь: HR-вопросы в строительстве Строительство, 15:09 Есть ли проблема гендерного неравенства в российских компаниях HR, 14:06 Лекарство от стагнации: обзор фармрынка от рейтингового агентства НКР Медицина, 13:10 Как онлайн-ретейлеру организовать ИТ-процессы IT, 12:05 Продажа радости: как работает экономика впечатлений в России и за рубежом Маркетинг, 11:44 Нужны ли промышленности «цифровые двойники» Промышленность, 11:00 Ненужный барьер: зачем отменять запрет на онлайн-торговлю алкоголем Потребительские товары, 10:50 В пользу бедных: кто еще достоин Нобелевки по экономике — Bloomberg Финансы, 10:10 Рубен Варданян: успешные люди очень «больные на голову» Менеджмент, 08:58 Еда по спецзаказу: как ЗОЖ видоизменит массовое производство продуктов Пищевая промышленность, 07:55 Биты ретейла: как «звучит» бренд и как музыка влияет на покупателей Маркетинг, 16 окт, 16:41
 
0 
Василий Костин Концессионные соглашения в ЖКХ: выгодно ли это бизнесу
Строительство Финансы
О том, почему инвесторам не стоит бояться заключать концессионные соглашения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, несмотря на ее специфику

По данным Минстроя России на конец 2017 года, в коммунальной отрасли действовало 2245 концессионных соглашений, по условиям которых концессионеры обязаны были вложить в развитие взятых в управление объектов 279,6 млрд руб. Только в первом квартале 2018 года было заключено еще 19 соглашений, и эта сумма увеличилась еще на 9 млрд руб. Данные за весь прошлый год пока не опубликованы.

Концессионное соглашение в сфере жилищно-коммунального хозяйства — это форма государственно-частного, а чаще — муниципально-частного партнерства, которая предусматривает возможность для частных инвесторов эксплуатировать объект и извлекать из этого прибыль. Суть такого партнерства заключается в том, что частная компания обязуется выплачивать государству концессионную плату, инвестировать средства в развитие объекта, а взамен получает доход от его пользователей.

Согласно законодательству, объектами концессионного соглашения могут быть:

  • транспортная инфраструктура,
  • коммунальные системы,
  • спортивные площадки,
  • медицинские пункты,
  • туристические объекты и т.д.

Концессионер платит за использование объекта единовременно или регулярными платежами.

Платежи могут быть фиксированными либо представленными в виде процента от дохода с управляемого объекта. Еще одна форма концессионной платы — передача созданного в процессе действия соглашения имущества муниципалитету.

Рынок со своими правилами

Следует сказать, что рынок ЖКХ имеет специфические особенности, которые очень сильно влияют на отношение к нему инвесторов. Это:

  • практически нулевой коэффициент эластичности спроса,
  • сильное влияние местных особенностей,
  • сочетание монополии, естественной монополии и рыночной конкуренции на одном пространстве.

Основная выгода для инвестора заключается в страховании риска, ведь концессионное соглашение обеспечивает минимальный гарантированный доход. Другими словами, если в ходе реализации проекта что-то пойдет не так, муниципалитет или государство должны будут покрыть недополученную часть дохода. Кроме того, при оформлении документов, прохождении согласований, получении разрешений инвестор получает сильного партнера в лице муниципалитета.

Что получает инвестор

Можно выделить несколько основных преимуществ концессии для инвестора.

Пожалуйста, представьтесь, чтобы получить бесплатный доступ