Самым успешным в истории рынка блокчейн-проектов и криптовалют стал 2017 год: тогда внедрять блокчейн стало модно. Чтобы добиться успеха и заработать, компании достаточно было добавить слово «блокчейн» в название.
Акции производителя напитков Long Island Iced Tea выросли почти на 180%, после того как он сменил название на Long Blockchain Corp.
Похожая история произошла с британской On-line Plc: она стала называться On-line Blockchain Plc и подорожала в пять раз.
Сейчас шум вокруг криптовалют поутих, а рынок блокчейна начали воспринимать как отдельную сферу, без привязки к курсу биткоина и других валют. В гонку вступили не только стартапы, пережившие криптозиму, но и крупные компании, а также госструктуры: и те и другие экспериментируют, пытаются найти новые способы применения блокчейна.
Что предпринимателю нужно знать о блокчейне
Компаниям, которые планируют внедрять технологию блокчейна в свой бизнес, нужно знать несколько базовых вещей. В частности, блокчейн и биткоин не одно и то же — это как приравнять бумажные банкноты к бумаге, из которой они сделаны.
Биткоин действительно работает на базе технологии блокчейна, но не стоит с опаской смотреть на блокчейн-системы только из-за недоверия к биткоину и в целом к криптовалютам.
Блокчейн — способ передачи и хранения данных, в основе которого лежит распределение информации. Данные хранятся одновременно у всех участников сети в виде цепочки зашифрованных блоков, притом в каждом следующем блоке записана информация о предыдущем. Внести изменения в один блок не получится — для этого придется взломать все предыдущие блоки на компьютерах всех участников сети.
Блокчейн можно сравнивать с публичным онлайн-журналом, в котором записываются все транзакции. Особенность этой базы данных в том, что она децентрализована: у сети нет администратора с исключительными правами или, если речь идет о криптовалюте, единого эмитента вроде Банка России. Достоверность данных в сети подтверждается так: каждый ее участник выполняет вычисления, чтобы проверить последовательность транзакций.
Технология блокчейна дает несколько преимуществ: доверие, прозрачность, стоимость и скорость, объясняет аналитик Bloomberg Intelligence Джонатан Тайс. Риск мошенничества и подделки данных падает (особенно по мере роста сети), а отсутствие посредников удешевляет процесс.
Блокчейн в России и за рубежом
Американской компании IBM удалось стать одним из лидеров в сфере блокчейна. По данным Bloomberg, в 2018 году ее доля на рынке корпоративных блокчейн-решений составляла 32%.
IBM предлагает компаниям присоединиться к сети IBM Food Trust: в ней участвуют производители продуктов, поставщики, продавцы и другие компании. Так, например, продавцы могут следить за свежестью поставленных продуктов: перевозчик или отправитель не сможет обмануть их и изменить срок годности, если эти данные были внесены в реестр. А покупатели — узнать, откуда на самом деле приехали яблоки.
Защищенность блокчейна позволяет использовать его для хранения важных данных. Например, Массачусетский технологический институт (MIT) с 2017 года тестирует цифровые дипломы, информация о которых хранится в блокчейн-системе. Если выпускник хочет показать диплом друзьям, родителям или работодателям, но у него нет под рукой бумажной версии, то может получить доступ к своему диплому через приложение Blockcerts Wallet.
В MIT считают, что благодаря блокчейну документы будет почти невозможно потерять или подделать. Работодателям, которые захотят проверить своих сотрудников, не нужно будет связываться с университетом и ждать подтверждений с печатями. Они смогут зайти на специальный сайт, загрузить цифровую копию диплома или специальную ссылку, присланную обладателем диплома, и получить мгновенное подтверждение.
Журнал Forbes в 2019 году составил список крупных компаний мира, которые работают с технологией блокчейна: в него вошли в том числе Amazon, Google, HTC, Intel, Microsoft.
С блокчейном пытаются работать и в России.
- В 2017 году Федеральная антимонопольная служба и Сбербанк тестировали обмен документами на базе этой технологии.
- Альфа-банк и авиакомпания S7 внедрили платформу Ethereum для продажи билетов.
- «М.Видео-Эльдорадо» в партнерстве с несколькими банками использует блокчейн для работы с поставщиками.
Зачем блокчейн нужен всем остальным