РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Владимир Герасичев

Какие инструменты мотивации дают результат

HR Менеджмент Статьи Business Relations
Мотивация в буквальном смысле слова означает побуждение к действию. Бытует мнение, что работодатели постоянно должны мотивировать сотрудников, чтобы они нормально работали. Думая так, руководитель попадает в ловушку

Во-первых, сотрудников нельзя побудить что-либо делать. Во-вторых, все время придумывая что-то новое, работодатель ставит мотивацию сотрудников в зависимость от себя. С этим можно играть до бесконечности.

Лично я считаю, что работает только внутренняя мотивация! Человек сам может решить, делать ему что-либо или нет и как относиться к работе. Работодатель может лишь создать условия, в которых сотрудник будет мотивирован.

Когда работодатель приглашает кандидата на собеседование, он предлагает ему определенные условия:

  • размер оклада,
  • бонусы и вознаграждения,
  • местоположение офиса и его интерьер,
  • коллектив.

Если кандидат соглашается на эти условия, то на этом вопрос внешней мотивации в общем-то заканчивается. Что касается внутренней мотивации — тут следует фокусироваться на инструментах по созданию условий, в которых человек мотивирует себя сам.

Как создать условия для самомотивации сотрудников

1. Подбирайте правильных людей

Исходите из их мягких навыков (soft skills), а не только из профессиональных качеств и знаний (hard skills). При поиске сотрудников работодатели чаще всего используют профессиональные фильтры, а потом по остаточному принципу смотрят на остальные качества кандидатов.

Если вам нужны инициативные, энергичные и яркие сотрудники — это одно дело. Если нужны исполнители, которые выполнят все от а до я, — другое. Важно сразу дать понять кандидату, чего вы от него ждете.

2. Общайтесь открыто и честно

Если вы общаетесь с сотрудниками честно и не прячетесь за фасадом, то вам будет проще. Честность и открытость — важные элементы доверия. Мотивация связана с ними напрямую.

Даже если вы как руководитель принимаете непопулярные решения или делаете что-то в ущерб сотрудникам, делайте это честно и открыто. Тогда люди не будут бояться. Они будут видеть, что вы играете с открытыми картами, и будут чувствовать себя в безопасности. Когда наши предки засыпали у костра, то они оставляли на страже своего сна человека, которому полностью доверяли. Мы собираемся в социум в первую очередь потому, что так безопасней.

3. Уберите давление. Совсем

Давление — это инструмент антимотивации. Запугивание сотрудников и манипуляция ими поможет вам получить краткосрочный эффект. Однако люди не могут долго находиться в страхе и стрессе.

Если вы хотите создать среду, в которой люди сами себя мотивируют и стремятся достичь поставленных целей, уберите давление.

Возможно, вам все же придется использовать давление в экстренных ситуациях, но это не будет внутренней политикой компании.

4. Ставьте ясные цели и вовлекайте сотрудников в их выполнение

Если цели не определены, то ни о какой мотивации не может идти и речи. Всегда ставьте цели совместно с сотрудниками. Обсуждайте, узнавайте их мнение. Не бойтесь этого.

Когда вы четко и ясно поставили цели, убедитесь, что люди их поняли и знают, за какой срок их нужно достичь. Тогда люди будут мотивированы на то, чтобы к этим целям «бежать».