РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Копилка идей: продажа пустоты и другие сильные стратегии японских сетей

Ретейл Менеджмент Кейсы РБК
Агрессивная экспансия, дешевая одежда для экономных потребителей и минимализм, который увековечивают в музеях, — «РБК Pro» собрал истории о том, какие стратегии помогли японскому ретейлу покорить местных покупателей и западный мир
Фото: Kiyoshi Ota / Bloomberg
Фото: Kiyoshi Ota / Bloomberg

Рынок японского ретейла оценивают в ¥143 трлн (около 86,1 трлн руб.) — это втрое меньше оборотов крупнейшего по итогам 2018 года игрока, Китая. Тем не менее ряд японских розничных компаний наступает на пятки гигантам мирового рынка.

Часто добиться успеха японцам удается благодаря самобытным методам ведения бизнеса и необычным для западного рынка стратегиям. «РБК Pro» собрал истории трех добившихся успеха японских ретейлеров — Muji, Uniqlo и 7-Eleven.

Масштабируемая лаконичность: как Muji докатилась до электрокаров

Аккуратные часы с кукушкой, набор карандашей, белый пузатый электрочайник и миксер без лишних деталей и кнопок — все это можно найти в сувенирном магазине Нью-Йоркского музея современного искусства (MoMA). На этих вещах нет логотипов, но поклонники японского ретейлера Muji и так узнают его продукцию, главные отличительные черты которой — практичность и минимализм. Своими лаконичными товарами компания покорила не только профессиональных дизайнеров, но и обычных покупателей. В 2008 году журналисту The New York Times даже пришлось придумывать термин «муджереры».

В 1980-е, когда ретейлер только начинал, он выпускал около 40 собственных товаров, сейчас их 7 тыс. — это одежда, предметы интерьера, посуда и даже закуски, среди которых кленовое печенье со вкусом кумквата и цитрусового плода юдзу.