РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Под прикрытием: как студенческое кафе хантит для Microsoft

HR Статьи Bloomberg
Под вывеской обычной кофейни Shiru обнаружилось настоящее рекрутинговое агентство, которое подбирает кадры для Microsoft и SoftBank. Журналистка Bloomberg рассказывает, как студентов хантят прямо в кафе, и объясняет, почему за таким бизнесом будущее
Фото:Tim Gouw / Pexels
Фото: Tim Gouw / Pexels

Спокойствие американского городка Нью-Хейвен в штате Коннектикут нарушило появление нового кафе, в котором обсуживают только тех, у кого есть студенческое удостоверение. Посетить кофейню Shiru могут сами студенты или преподаватели, но для того чтобы переступить порог заведения, обязательно нужно быть так или иначе связанным c Йельским университетом или другим вузом.

Многих жителей города сильно расстроило открытие третьей в США точки этой сети кофеен родом из Японии. Люди усмотрели несправедливость в таких ограничениях и даже гадают, не нарушают ли правила заведения какой-нибудь закон. Нашлись даже те, кто призывает бойкотировать Shiru.

Но есть несколько доводов в защиту кофейни.

Во-первых, людям, имеющим отношение к Йелю, который ограничил доступ фактически во все кафе и столовые на своей территории, странно жаловаться на несправедливость только потому, что какой-то ресторатор решил перенять манеру крупнейшего работодателя в городе. Во-вторых, частная компания может отбирать клиентов, как вздумается ее владельцам. Некоторые рестораторы запросто выставляют за дверь тех, чьи политические взгляды им не угодили (в июне прошлого года ресторан Red Hen попросил пресс-секретаря Дональда Трампа покинуть заведение. — «РБК Pro»).

В-третьих, у Shiru очень интересная бизнес-модель, которая в будущем, возможно, станет очень распространена. Студенты могут пить бесплатный кофе, а еда продается фактически по себестоимости. Но чтобы подтвердить свою связь с колледжем, клиенты должны загрузить приложение — а это значит, что Shiru впоследствии сможет продавать данные, которые ей отдали добровольно.

Другими словами, Shiru — это вовсе не кафе. Это бизнес — бизнес, который меняет бесплатный кофе и дешевую еду на данные.

Как работает такая схема? Чтобы получить бесплатный кофе, студент вуза должен оставить свое имя, телефонный номер, адрес электронной почты и указать, по какой специальности он учится, говорилось в статье, посвященной открытию Shiru в Провиденсе, где располагается Брауновский университет. Также студент указывает в онлайн-опроснике свою дату рождения и профессиональные интересы.

И если Shiru закрывает свои двери для тех, кто не учится и не преподает в университете, значит, их данные просто не нужны.

Не нужны кому? Shiru утверждает, что ее главная цель — налаживать взаимодействие между студентами и бизнесом. А на сайте компании можно обнаружить внушительный список партнеров, где есть и ИТ-гигант Microsoft, и международная консалтинговая фирма Accenture, и телекоммуникационная медиакорпорация SoftBank. Управляющий кофейни в Нью-Хейвене сдержанно комментирует принцип работы Shiru: «Мы скорее рекрутинговое пространство, а не полноценный бизнес».