Саймон Синек: «Большинство руководителей вредят своим компаниям»
Кто такой Саймон Синек
Англо-американский эксперт по лидерству, мотивационный тренер, основатель консалтингового агентства Sinek Partners, которое работает с такими компаниями, как Ernst & Young, American Airlines, Disney, Deutsche Bank, Mars и т.п. Мировую известность Синеку принесли бестселлер «Начни с вопроса «Почему?». Как выдающиеся лидеры вдохновляют действовать», а также последующие книги — «Лидеры едят последними: как создать команду мечты» и «Найди свое «Почему». Практическое руководство по поиску цели». Лекция Синека на TED.com о концепции «Почему» стала третьим по популярности видеороликом за всю историю TED, набрав более 35 млн просмотров. Синек читает лекции по стратегическим коммуникациям в Колумбийском университете. Мы публикуем краткий конспект лекции Синека «Бесконечная игра», которую он прочел 9 мая на Nordic Business Forum в Осло.
«Бизнес — это бесконечная игра»
Философ Джеймс Карс (почетный профессор истории Нью-Йоркского университета. — РБК) создал концепцию конечных и бесконечных игр. Я поясню основную разницу. У конечных игр есть набор игроков, четкие правила и ясная цель. Типичная такая игра — футбол. У нас есть две команды, которые играют по четким правилам, и цель — забить как можно больше мячей.
В бесконечной игре все иначе. Состав команд не определен: новые игроки могут присоединяться по ходу игры. Правил тоже нет: каждый волен играть по своим собственным. А единственная цель — оставаться в игре как можно дольше.
Когда вы играете в бесконечную игру с установками, к которым привыкли, играя в игры конечные, вы стараетесь выиграть. Но в бесконечной игре нет такого понятия, как выигрыш. Гонясь за победой, вы приходите к очень предсказуемому и плачевному итогу: теряете доверие команды, которая перестает с вами сотрудничать, и перестаете развиваться.
Бизнес — это бесконечная игра. В бизнесе нет никакого строго оговоренного числа соперников — к отрасли, в которой вы работаете, все время присоединяются новые компании. Нет единого способа вести свой бизнес — каждый может делать это, как считает нужным. И главное — в бизнесе не существует такого понятия, как выигрыш. Я разговариваю с директорами компаний много лет и все время слышу в их речи фразы вроде: «быть номером один», «быть лучшим», «победить конкурентов». Что это значит? Что большинство руководителей в действительности вредят своим компаниям через неправильные установки.
У меня был опыт, который помог мне осознать, что это означает — играть в бесконечную игру. Я выступал на саммите по образованию сперва для Microsoft, а потом для Apple. Большинство директоров Microsoft свои презентации посвящали одной и той же теме: как стать Apple. А директора Apple посвящали свои презентации совсем другому: как помогать сотрудникам учить и учиться. После того как я выступил для Microsoft, они вручили мне подарок — плеер Zune, который был ответом компании на iPod Touch. Этот гаджет был абсолютно удивительным! Прекрасный дизайн, прост в использовании, интуитивный интерфейс — просто фантастика. И вот после саммита я ехал в такси вместе с одним из директоров Apple — и не удержался, сказал ему: «Знаете, Microsoft Zune намного круче вашего iPod Touch». Он повернулся и ответил: «Я не сомневаюсь». Разговор был окончен.
Почему он так спокойно на это отреагировал? Потому что в Apple хорошо знают: иногда лучший продукт у тебя, а иногда у кого-то еще. Нет никаких «лучший» и «победитель», есть только «вырваться вперед» и «оказаться позади». Сотрудники Apple соревнуются не с Microsoft: их главный соперник — они сами. Просыпаясь утром, они задают себе вопрос: «Как мы можем стать лучше, чем месяц назад?» Те, кто играет в бесконечную игру, соревнуются не с конкурентами, а с собой.