РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Маленькая площадь — большая прибыль: как использовать торговый зал с умом

Ретейл Маркетинг Инструкции
Александр Кузьмин, CEO Retail & HoReCa («РусХОЛТС»), член комитета по энергетике Госдумы РФ — о том, как ретейлеру эффективно расположить оборудование в маленьком торговом помещении и какие неочевидные инструменты маркетинга применить

По размеру торговых площадей все магазины условно можно поделить на супермаркеты и мини-маркеты. Разновидностей супермаркетов не так много — гипермаркет, супермаркет, гастроном, универсам.

А вот разновидностей мини-маркетов в последнее десятилетие стало значительно больше:

  • «магазин у дома»;
  • маркет на АЗС;
  • специализированный магазин;
  • торговый павильон;
  • торговый киоск;
  • микромаркет;
  • тонар.

Самые быстроразвивающиеся форматы — микромаркет в формате «продуктовые полки и кассовый аппарат» и маркет с небольшой торговой площадью.

  • Микромаркет

Формат предполагает полное самообслуживание и упрощенный мерчандайзинг. Упрощенный, потому что для формирования торговой точки требуются лишь торговое оборудование и грамотный анализ трафика людей в выбранной локации, который позволяет сформировать востребованный ассортимент.

  • «Продуктовые полки и кассовый аппарат»

В этом формате работают небольшие торговые маркеты с самообслуживанием, но с более развитым мерчандайзингом, чем в случае с микромаркетом. Мерчандайзинг направлен на то, чтобы провести покупателя по магазину, максимально наполнив его продуктовую корзину.

Для эффективной работы мини-маркета важны: удобное расположение торгового оборудования, логичное расположение основных продуктов и сопутствующих им товаров, хорошая маршрутизация покупателя по торговому залу.

  • Смешанные маркеты

Отдельно стоящим форматом магазинов стали смешанные маркеты (например, продуктовый мини-маркет и химчистка или аптека). Этот формат предполагает свои особенные правила мерчандайзинга, согласно которым основная целевая точка визита располагается в диаметрально противоположной стороне от входа, ненавязчиво вынуждая покупателя пройти через весь торговый зал.

Мерчандайзинг и маркетинг для мини-маркетов и микромаркетов

Мерчандайзинг — важный инструмент продаж как в супермаркетах, так и в различных мини-маркетах. Он включает в себя множество приемов «настройки» покупателя: от зонирования торгового помещения и присутствия продавца в зоне досягаемости до правильной выкладки товаров и разработки их эффективной презентации.

Мини-маркеты

Для мини-маркетов главным инструментом мерчандайзинга становится правильное планирование маршрута покупателя от входа до кассы, нацеленное на удержание покупателя в торговом зале.

Товары повседневного спроса располагают в самых «непроходных» частях зала, чтобы провести покупателя через весь маркет. В таких помещениях холодильное оборудование и прилавки располагают, как правило, вдоль стен, что помогает экономить пространство, — это называют «прилавочной системой».

Правильная планировка торговой площади, комфорт передвижения по торговому залу и логичное (эффективное) распределение товара на прилавках — это важные и универсальные правила, которые позволяют сохранять лояльность клиентов, обеспечивая их возврат.

Микромаркеты

Однако если торговая площадь насчитывает всего несколько квадратных метров (микромаркет), то такие классические приемы мерчандайзинга уже не имеют большого значения. На первое место выходит ассортимент, правильно подобранный к потоку клиентов, характерному для выбранной локации.

Хороший пример микромаркета — проект «ВкусВилла». Микромаркет представляет собой холодильники и полки с продуктами, установленные в офисах крупных компаний (Сбербанк, Mail.Ru Group, Wildberries). Там же установлены кассовые аппараты самообслуживания, где покупатели самостоятельно могут оплатить покупки. Открытие полноформатного магазина — дорогое удовольствие, а профит от реализации продукции примерно такой же, как и у микромаркета (если правильно охватить клиентский трафик).

«Залоялить» покупателя: основные приемы и советы по устройству торговой зоны