Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 90₽ 30₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Лента новостей
PRO Все новости
Почему в России все чаще банкротятся компании Менеджмент, 08:00 Как аффилированному кредитору получить деньги с банкрота Право, 14 июн, 15:26 Какие инструменты мотивации дают результат Менеджмент, 14 июн, 13:53 Как создать успешный p2p-маркетплейс за шесть шагов Менеджмент, 14 июн, 12:23 Марк Гоулстон — РБК: «Женщины-менеджеры обезумели, отстаивая свои права» Менеджмент, 14 июн, 10:44 Чем грозит бизнесу изменение сроков давности по налоговым преступлениям Право, 14 июн, 10:43 Эра страха: когда роботы перестанут калечить людей в цеху — Bloomberg Промышленность, 14 июн, 10:25 Как последователям Netflix и Spotify получить деньги западных инвесторов Менеджмент, 14 июн, 09:50 О дивный технологичный мир. Дайджест иностранных СМИ AI, 14 июн, 08:41 «Роснано» выведет свои гибкие экраны на рынок Китая IT, 14 июн, 07:01 Доля доллара в международных резервах упала до минимума за 20 лет Финансы, 14 июн, 00:00 Надежный тайник: как уберечься от расплаты по долгам разорившегося банка Право, 13 июн, 15:02 Российский стартап виртуальной реальности привлек рекордные инвестиции IT, 13 июн, 15:01 Иски на прилавке: с кем и из-за чего судятся крупнейшие ретейлеры страны Право, 13 июн, 14:22
 
0 
Срез рынка: можно ли зарабатывать на цветах и какие ниши особо интересны
Потребительские товары Сельское хозяйство
Падение спроса, сокращение импорта, закрытие теплиц, а над всем этим — глобальный тренд на озеленение. Мировой рынок цветов и декоративных растений увеличивается — разбираемся, в каких направлениях этого непростого рынка есть шансы продвинуться и у России
Несмотря на ворох готовых бизнес-планов по открытию теплицы по выращиванию роз, на деле все оказывается намного сложнее, чем кажется: строительство теплиц обходится в сотни миллионов рублей за гектар, а конкурировать приходится не со скромными садовниками, а с крупными корпорациями с плантациями в Африке и Латинской Америке. Рентабельность торговли и вовсе такова, что для разорения цветочного магазина иногда достаточно закрытия крупного офиса по соседству, сотрудники которого были его постоянными покупателями.

Тем не менее низкая рентабельность и долгие сроки окупаемости не отпугивают желающих стать частью этого красивого бизнеса, особенно на фоне глобального тренда к озеленению и засилья букетной темы в Instagram. Создаются новые производства, выходят на новый уровень проекты, которые были запущены 10–15 лет назад. Вместо привычных цветочных магазинов развиваются другие форматы розницы — от небольших цветочных лавок в проходных местах до крупных садовых центров. Пускай в России этот рынок еще находится в стадии формирования, понятно, что он будет расти, хотя не быстро и далеко не во всех сегментах.

Как устроен мировой рынок

Мировое производство цветов и декоративных растений увеличивается: разные аналитики прогнозируют дальнейший устойчивый рост рынка на 3–6% в год до 2024 года. Основной драйвер роста, как и во многих других областях потребительского рынка, — растущее потребление в странах Азии. Так, Китай за последние пять лет нарастил импорт цветов примерно на 30% (данные Global Trade Atlas).

Общий объем мирового рынка оценивается в $40–45 млрд, и лидируют на нем три компании:

  • Ball Horticultural (США);
  • Syngenta Flowers (центральный офис в Швейцарии);
  • Dummen Orange (Голландия).

Все они имеют международные сети цветочных плантаций: у Ball Horticultural они преимущественно располагаются в Южной Америке (Гватемала, Колумбия, Коста-Рика), Syngenta является крупнейшим международным агрохимическим холдингом с представительствами в 90 странах и разводит цветы в Кении и Эфиопии, часть производства Dummen Orange также располагается в Кении и Гватемале. Для многих игроков рынка цветы являются не основным бизнесом — к примеру, крупный мировой игрок, британская Finlays, разводит еще чайные плантации.

Нидерланды — главный поставщик цветов в Европе с большим отрывом от всех остальных. Сюда также свозятся для перепродажи цветы из третьих стран: будучи крупнейшим экспортером цветов в мире, Нидерланды также являются вторым по величине импортером после Германии. В 2018 году объем импорта цветов и декоративных растений в Голландию составил €2 млрд, из которых более половины приходилось на ввоз из стран Африки и Латинской Америки.

Как устроен российский рынок

Российский рынок зависим от импорта — доля отечественных производителей, например, на рынке срезанных цветов составляет не более 15% (общий объем рынка оценивается в 1,6 млрд штук в год). Впрочем, эта ситуация не сильно выбивается на фоне других европейских стран: даже на рынке Франции, несмотря на более благоприятные климатические условия, доля импортных цветов составляет около 80%. Великобритания импортирует ежегодно цветов и декоративных растений примерно на €1 млрд, что в два раза больше, чем импортирует Россия.

В 2015 году Россия ужесточила правила ввоза цветов из Нидерландов, что вкупе с падением национальной валюты существенно сказалось на объемах импорта: если сравнивать с предкризисным 2013 годом, он упал более чем в полтора раза (хотя в 2017 и 2018 годах был рост).

Изменилась также его структура. Доля Нидерландов сократилась с 38,9% в 2014 году до 11,6% в 2018-м, а доля Белоруссии выросла с 0,4 до 13,1%.

Получается, что российский рынок серьезно ужался под влиянием внешних факторов, но начинает восстанавливаться. Вопрос только в том, будет он это делать за счет роста импорта или собственного производства. Для этого надо понять, к каким изменениям привела экономическая встряска.

Срезанный цветок

Пожалуйста, представьтесь, чтобы получить бесплатный доступ