Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 90₽ 30₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
PRO Все новости
Как за два года изменились продажи «с рук» в Рунете Интернет-торговля, 23 окт, 20:00 Взять с поличным: как ретейлерам обнаружить ворующих сотрудников Потребительские товары, 23 окт, 17:54 Как ИИ и аналитика данных помогают горнодобывающему сектору IT, 23 окт, 17:23 Аутсорс из избы: в какой момент пора открыть собственное производство Менеджмент, 23 окт, 16:32 Кого заменят роботы AI, 23 окт, 15:45 О главном в строительстве и недвижимости Строительство, 23 окт, 14:56 Министр магИИ: зачем понадобился главный по искусственному интеллекту AI, 23 окт, 14:40 Обзор банковского сектора: в чем частные банки обошли государственные Финансы, 23 окт, 14:31 Подписаться на прибыль: как бизнес осваивает новую модель продаж Услуги, 23 окт, 14:06 Как не ошибиться при выборе транспортной компании Логистика, 23 окт, 14:01 Нет у революции конца: чему посвящена книга президента ВЭФ Клауса Шваба IT, 23 окт, 13:26 Ким Фурнэ — РБК: «Люди не хотят переплачивать банкам» IT, 23 окт, 13:07 Ретейл по Дарвину: кто останется в игре через пять лет Потребительские товары, 23 окт, 12:51 Налоговый мониторинг: Большой Брат или возможность для диалога Право, 23 окт, 11:41
 
0 
Срез рынка: можно ли зарабатывать на цветах и какие ниши особо интересны
Потребительские товары Сельское хозяйство
Падение спроса, сокращение импорта, закрытие теплиц, а над всем этим — глобальный тренд на озеленение. Мировой рынок цветов и декоративных растений увеличивается — разбираемся, в каких направлениях этого непростого рынка есть шансы продвинуться и у России
Несмотря на ворох готовых бизнес-планов по открытию теплицы по выращиванию роз, на деле все оказывается намного сложнее, чем кажется: строительство теплиц обходится в сотни миллионов рублей за гектар, а конкурировать приходится не со скромными садовниками, а с крупными корпорациями с плантациями в Африке и Латинской Америке. Рентабельность торговли и вовсе такова, что для разорения цветочного магазина иногда достаточно закрытия крупного офиса по соседству, сотрудники которого были его постоянными покупателями.

Тем не менее низкая рентабельность и долгие сроки окупаемости не отпугивают желающих стать частью этого красивого бизнеса, особенно на фоне глобального тренда к озеленению и засилья букетной темы в Instagram. Создаются новые производства, выходят на новый уровень проекты, которые были запущены 10–15 лет назад. Вместо привычных цветочных магазинов развиваются другие форматы розницы — от небольших цветочных лавок в проходных местах до крупных садовых центров. Пускай в России этот рынок еще находится в стадии формирования, понятно, что он будет расти, хотя не быстро и далеко не во всех сегментах.

Как устроен мировой рынок

Мировое производство цветов и декоративных растений увеличивается: разные аналитики прогнозируют дальнейший устойчивый рост рынка на 3–6% в год до 2024 года. Основной драйвер роста, как и во многих других областях потребительского рынка, — растущее потребление в странах Азии. Так, Китай за последние пять лет нарастил импорт цветов примерно на 30% (данные Global Trade Atlas).

Общий объем мирового рынка оценивается в $40–45 млрд, и лидируют на нем три компании:

  • Ball Horticultural (США);
  • Syngenta Flowers (центральный офис в Швейцарии);
  • Dummen Orange (Голландия).

Все они имеют международные сети цветочных плантаций: у Ball Horticultural они преимущественно располагаются в Южной Америке (Гватемала, Колумбия, Коста-Рика), Syngenta является крупнейшим международным агрохимическим холдингом с представительствами в 90 странах и разводит цветы в Кении и Эфиопии, часть производства Dummen Orange также располагается в Кении и Гватемале. Для многих игроков рынка цветы являются не основным бизнесом — к примеру, крупный мировой игрок, британская Finlays, разводит еще чайные плантации.

Нидерланды — главный поставщик цветов в Европе с большим отрывом от всех остальных. Сюда также свозятся для перепродажи цветы из третьих стран: будучи крупнейшим экспортером цветов в мире, Нидерланды также являются вторым по величине импортером после Германии. В 2018 году объем импорта цветов и декоративных растений в Голландию составил €2 млрд, из которых более половины приходилось на ввоз из стран Африки и Латинской Америки.

Как устроен российский рынок

Российский рынок зависим от импорта — доля отечественных производителей, например, на рынке срезанных цветов составляет не более 15% (общий объем рынка оценивается в 1,6 млрд штук в год). Впрочем, эта ситуация не сильно выбивается на фоне других европейских стран: даже на рынке Франции, несмотря на более благоприятные климатические условия, доля импортных цветов составляет около 80%. Великобритания импортирует ежегодно цветов и декоративных растений примерно на €1 млрд, что в два раза больше, чем импортирует Россия.

В 2015 году Россия ужесточила правила ввоза цветов из Нидерландов, что вкупе с падением национальной валюты существенно сказалось на объемах импорта: если сравнивать с предкризисным 2013 годом, он упал более чем в полтора раза (хотя в 2017 и 2018 годах был рост).

Изменилась также его структура. Доля Нидерландов сократилась с 38,9% в 2014 году до 11,6% в 2018-м, а доля Белоруссии выросла с 0,4 до 13,1%.

Получается, что российский рынок серьезно ужался под влиянием внешних факторов, но начинает восстанавливаться. Вопрос только в том, будет он это делать за счет роста импорта или собственного производства. Для этого надо понять, к каким изменениям привела экономическая встряска.

Срезанный цветок

Пожалуйста, представьтесь, чтобы получить бесплатный доступ