Материал раздела Основной

Срез рынка: можно ли зарабатывать на цветах и какие ниши особо интересны

Падение спроса, сокращение импорта, закрытие теплиц, а над всем этим — глобальный тренд на озеленение. Мировой рынок цветов и декоративных растений увеличивается — разбираемся, в каких направлениях этого непростого рынка есть шансы продвинуться и у России
Несмотря на ворох готовых бизнес-планов по открытию теплицы по выращиванию роз, на деле все оказывается намного сложнее, чем кажется: строительство теплиц обходится в сотни миллионов рублей за гектар, а конкурировать приходится не со скромными садовниками, а с крупными корпорациями с плантациями в Африке и Латинской Америке. Рентабельность торговли и вовсе такова, что для разорения цветочного магазина иногда достаточно закрытия крупного офиса по соседству, сотрудники которого были его постоянными покупателями.

Тем не менее низкая рентабельность и долгие сроки окупаемости не отпугивают желающих стать частью этого красивого бизнеса, особенно на фоне глобального тренда к озеленению и засилья букетной темы в Instagram (организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ). Создаются новые производства, выходят на новый уровень проекты, которые были запущены 10–15 лет назад. Вместо привычных цветочных магазинов развиваются другие форматы розницы — от небольших цветочных лавок в проходных местах до крупных садовых центров. Пускай в России этот рынок еще находится в стадии формирования, понятно, что он будет расти, хотя не быстро и далеко не во всех сегментах.

Как устроен мировой рынок

Мировое производство цветов и декоративных растений увеличивается: разные аналитики прогнозируют дальнейший устойчивый рост рынка на 3–6% в год до 2024 года. Основной драйвер роста, как и во многих других областях потребительского рынка, — растущее потребление в странах Азии. Так, Китай за последние пять лет нарастил импорт цветов примерно на 30% (данные Global Trade Atlas).

Общий объем мирового рынка оценивается в $40–45 млрд, и лидируют на нем три компании: