РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

«Аналитический склад ума не нужен»: Роджер Мартин — о новом типе мышления

Менеджмент Статьи РБК
Аналитическое мышление больше не будет цениться так, как раньше, — доминантой станет дизайн-мышление, а власть в компаниях от финансовых директоров перейдет HR-отделам, считает бизнес-теоретик Роджер Мартин
Роджер Мартин
Роджер Мартин (Фото: Implement Consulting Group / YouTube)

«РБК Pro» запустил серию статей о самых известных современных экономистах и бизнес-тренерах и тех идеях, которые они развивают. В каждой статье мы собираем главные тезисы, с которыми они выступают на своих лекциях, в блогах и СМИ

Роджер Мартин — писатель, бывший декан Школы менеджмента Ротмана Университета Торонто. В 2017 году занял первое место в рейтинге самых влиятельных бизнес-теоретиков, представленном Лондонской консалтинговой компанией Thinkers50. Консультант по вопросам стратегии CEO следующих компаний:

  • Procter & Gamble;
  • Lego;
  • Verizon.

Наиболее популярные книги:

  • «Архитектура бизнеса»;
  • «Игра на победу»;
  • «Выходя за рамки лучшего».

О дизайн-мышлении и проектах

Большинство компаний сегодня полагаются на аналитическое мышление, основа которого — использование текущих знаний. Прежде чем двигаться вперед, аналитики смотрят в прошлое, изучая уже случившиеся кейсы. Но, чтобы привносить новшества, компаниям нужно лучше чувствовать клиента, придумывать творческие решения задач и постоянно модифицировать идеи. Это и есть дизайн-мышление: оно заключается в том, чтобы видеть возможности решения проблем не используемыми ранее способами.

Современная жизнь людей, занимающихся интеллектуальным трудом, — это работа над проектами. Компании, которые организовали работу своего персонала вокруг проектов, побеждают. Вместо должностных инструкций гораздо эффективнее использовать описание проектов, убежден Мартин.

У хороших проектных менеджеров отлично развит навык понимания людей, и они могут выстроить рабочий процесс таким образом, что, занимаясь выполнением своей задачи, каждый сотрудник будет максимально продуктивен и одновременно счастлив. Способность организовывать, мотивировать и создавать условия — главные умения лидера XXI века.

Лучшие из руководителей при принятии решений не выбирают из двух альтернатив или/или, также считает Мартин. Они стараются найти третий путь, чтобы добиться оптимального результата с минимальными упущенными выгодами. Лидер должен приспосабливаться к меняющимся условиям и подстраивать свой бизнес под новую среду. Универсального рецепта для идеального руководителя нет, у каждого из них свой персональный арсенал сильных сторон. Но всех выдающихся людей объединяет способность мыслить нестандартно, отмечает Мартин.

Новый статус HR-директора

Функция HR сейчас переживает кризис, считает теоретик. Таланты — ключевые активы, но не все организации осознали это в полной мере. Чтобы развивать бизнес, главы компаний и руководители отделов персонала должны развиваться в одном направлении. Вопрос стратегии должен волновать HR-директоров в той же степени, что и CEO компаний. По мнению эксперта, каждый генеральный директор знает, что ему делать, но, чтобы понять ход мыслей этого директора, главы отделов персонала должны учиться стратегическому мышлению. Пока HR-директора не поймут стратегий, они не смогут по-настоящему помочь CEO добиться запланированных ими целей.