Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 90₽ 30₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Лента новостей
PRO Все новости
Почему в России все чаще банкротятся компании Менеджмент, 08:00 Как аффилированному кредитору получить деньги с банкрота Право, 14 июн, 15:26 Какие инструменты мотивации дают результат Менеджмент, 14 июн, 13:53 Как создать успешный p2p-маркетплейс за шесть шагов Менеджмент, 14 июн, 12:23 Марк Гоулстон — РБК: «Женщины-менеджеры обезумели, отстаивая свои права» Менеджмент, 14 июн, 10:44 Чем грозит бизнесу изменение сроков давности по налоговым преступлениям Право, 14 июн, 10:43 Эра страха: когда роботы перестанут калечить людей в цеху — Bloomberg Промышленность, 14 июн, 10:25 Как последователям Netflix и Spotify получить деньги западных инвесторов Менеджмент, 14 июн, 09:50 О дивный технологичный мир. Дайджест иностранных СМИ AI, 14 июн, 08:41 «Роснано» выведет свои гибкие экраны на рынок Китая IT, 14 июн, 07:01 Доля доллара в международных резервах упала до минимума за 20 лет Финансы, 14 июн, 00:00 Надежный тайник: как уберечься от расплаты по долгам разорившегося банка Право, 13 июн, 15:02 Российский стартап виртуальной реальности привлек рекордные инвестиции IT, 13 июн, 15:01 Иски на прилавке: с кем и из-за чего судятся крупнейшие ретейлеры страны Право, 13 июн, 14:22
 
0 
Даниэль Канеман — РБК: «Неразумные решения — путь к большому успеху»
Менеджмент HR
Нобелевский лауреат, один из основателей поведенческой экономики рассказал, почему образование не помогает людям становиться умнее, чем опасны оптимистичные и уверенные в себе лидеры и какого рода «шум» подрывает бизнес компаний
Даниэль Канеман (Фото: Scott Eells / Bloomberg)

Кто такой Даниэль Канеман

Американо-израильский психолог, один из основателей поведенческой экономики, почетный профессор Принстонского университета. Всемирную славу Канеману принесли исследования в области психологии принятия решений, за которые в 2002 году он был удостоен премии по экономике памяти Альфреда Нобеля. По Канеману, любой человек принимает решения с помощью двух разных систем мозга. Система 1 действует постоянно и делает выводы быстро, руководствуясь инстинктами и эмоциями. Система 2 запускается гораздо реже и делает выводы медленно, на основе логики и обдумывания доступной информации. В большинстве случаев решения человека диктуются системой 1. Даже самые важные, касающиеся бизнеса компаний, экономики и политики государств часто принимаются на основе многочисленных когнитивных искажений, из-за которых люди неверно оценивают ситуацию. Идеи, касающиеся иррациональности человеческих решений, были изложены Канеманом в опубликованном в 2011 году бестселлере «Думай медленно... Решай быстро» и получили широкое распространение в современной экономической науке. В 2015 год журнал The Economist упомянул ученого в списке наиболее влиятельных экономистов мира.

«Наука не убеждает людей»

— Мы живем в эпоху, когда образование доступно как никогда в истории. Почему вокруг так много людей с антинаучным мышлением, например антипрививочников и борцов с ГМО?

— Люди верят во что-то не потому, что их вера подтверждается фактами и логическими рассуждениями, а потому, что она задействует определенные эмоции и распространена в кругу их знакомых. По этому принципу люди исповедуют не только религиозные взгляды, но и любые другие идеи — политические, псевдонаучные. В любом наборе разрозненных фактов мы склонны искать связные истории, которые объяснили бы нам, что происходит в мире. У этих историй должны быть сюжеты, как в романах или фильмах, — острый конфликт со злодеями, создающими препятствия, и героями, мужественно их преодолевающими. Если есть нечто, что человеку не нравится, ему нужен и виновник, который это нечто создал. Наш мозг ищет такие связные истории рутинно, ежедневно. Этим, например, объясняется популярность теорий заговора: люди буквально очарованы ощущением, что другие скрывают от них правду. Причем в роли других будут выступать те, кого вы изначально не любите. В этом смысле теория заговора — идеальная история. Эти особенности человеческого мышления выработались эволюционно и не меняются с ходом времени.

— Мне кажется, с появлением соцсетей негативные эффекты от работы системы 1 стали проявляться заметно ярче. Соцсети распространяют непроверенные новости мгновенно, и люди включают эмоции раньше, чем успевают обдумать то, что прочли.

— Да, это так. Самый плохой эффект, связанный с соцсетями, — то, что они окружают тебя информационным «коконом», становятся твоими проводниками к еще более экстремальным версиям тех воззрений, которые ты уже исповедуешь. Например, если ты опасаешься прививок, они приведут тебя к информации о том, как вакцины убивают людей, и никогда — к информации, которая могла бы поколебать твою веру. Такой эффект объясняется работой алгоритмов, которые управляют соцсетями: главная цель для владельцев — увеличить число кликов и время, которое пользователь проводит на сайте. Это не получится сделать, если алгоритмы будут показывать человеку что-то, что ему не нравится, что-то, с чем он не согласен. В итоге они, конечно же, используют именно те тексты, которые могут зацепить конкретного человека, то есть только то, что совпадает с его взглядами. В итоге соцсети превращаются в силу, которая поляризует общество. Как с этим бороться? Я не вижу ни одного способа.

Пожалуйста, представьтесь, чтобы получить бесплатный доступ