Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 90₽ 30₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
PRO Все новости
Как за два года изменились продажи «с рук» в Рунете Интернет-торговля, 23 окт, 20:00 Взять с поличным: как ретейлерам обнаружить ворующих сотрудников Потребительские товары, 23 окт, 17:54 Как ИИ и аналитика данных помогают горнодобывающему сектору IT, 23 окт, 17:23 Аутсорс из избы: в какой момент пора открыть собственное производство Менеджмент, 23 окт, 16:32 Кого заменят роботы AI, 23 окт, 15:45 О главном в строительстве и недвижимости Строительство, 23 окт, 14:56 Министр магИИ: зачем понадобился главный по искусственному интеллекту AI, 23 окт, 14:40 Обзор банковского сектора: в чем частные банки обошли государственные Финансы, 23 окт, 14:31 Подписаться на прибыль: как бизнес осваивает новую модель продаж Услуги, 23 окт, 14:06 Как не ошибиться при выборе транспортной компании Логистика, 23 окт, 14:01 Нет у революции конца: чему посвящена книга президента ВЭФ Клауса Шваба IT, 23 окт, 13:26 Ким Фурнэ — РБК: «Люди не хотят переплачивать банкам» IT, 23 окт, 13:07 Ретейл по Дарвину: кто останется в игре через пять лет Потребительские товары, 23 окт, 12:51 Налоговый мониторинг: Большой Брат или возможность для диалога Право, 23 окт, 11:41
 
0 
Даниэль Канеман — РБК: «Неразумные решения — путь к большому успеху»
Менеджмент HR
Нобелевский лауреат, один из основателей поведенческой экономики рассказал, почему образование не помогает людям становиться умнее, чем опасны оптимистичные и уверенные в себе лидеры и какого рода «шум» подрывает бизнес компаний
Даниэль Канеман (Фото: Scott Eells / Bloomberg)

Кто такой Даниэль Канеман

Американо-израильский психолог, один из основателей поведенческой экономики, почетный профессор Принстонского университета. Всемирную славу Канеману принесли исследования в области психологии принятия решений, за которые в 2002 году он был удостоен премии по экономике памяти Альфреда Нобеля. По Канеману, любой человек принимает решения с помощью двух разных систем мозга. Система 1 действует постоянно и делает выводы быстро, руководствуясь инстинктами и эмоциями. Система 2 запускается гораздо реже и делает выводы медленно, на основе логики и обдумывания доступной информации. В большинстве случаев решения человека диктуются системой 1. Даже самые важные, касающиеся бизнеса компаний, экономики и политики государств часто принимаются на основе многочисленных когнитивных искажений, из-за которых люди неверно оценивают ситуацию. Идеи, касающиеся иррациональности человеческих решений, были изложены Канеманом в опубликованном в 2011 году бестселлере «Думай медленно... Решай быстро» и получили широкое распространение в современной экономической науке. В 2015 год журнал The Economist упомянул ученого в списке наиболее влиятельных экономистов мира.

«Наука не убеждает людей»

— Мы живем в эпоху, когда образование доступно как никогда в истории. Почему вокруг так много людей с антинаучным мышлением, например антипрививочников и борцов с ГМО?

— Люди верят во что-то не потому, что их вера подтверждается фактами и логическими рассуждениями, а потому, что она задействует определенные эмоции и распространена в кругу их знакомых. По этому принципу люди исповедуют не только религиозные взгляды, но и любые другие идеи — политические, псевдонаучные. В любом наборе разрозненных фактов мы склонны искать связные истории, которые объяснили бы нам, что происходит в мире. У этих историй должны быть сюжеты, как в романах или фильмах, — острый конфликт со злодеями, создающими препятствия, и героями, мужественно их преодолевающими. Если есть нечто, что человеку не нравится, ему нужен и виновник, который это нечто создал. Наш мозг ищет такие связные истории рутинно, ежедневно. Этим, например, объясняется популярность теорий заговора: люди буквально очарованы ощущением, что другие скрывают от них правду. Причем в роли других будут выступать те, кого вы изначально не любите. В этом смысле теория заговора — идеальная история. Эти особенности человеческого мышления выработались эволюционно и не меняются с ходом времени.

— Мне кажется, с появлением соцсетей негативные эффекты от работы системы 1 стали проявляться заметно ярче. Соцсети распространяют непроверенные новости мгновенно, и люди включают эмоции раньше, чем успевают обдумать то, что прочли.

— Да, это так. Самый плохой эффект, связанный с соцсетями, — то, что они окружают тебя информационным «коконом», становятся твоими проводниками к еще более экстремальным версиям тех воззрений, которые ты уже исповедуешь. Например, если ты опасаешься прививок, они приведут тебя к информации о том, как вакцины убивают людей, и никогда — к информации, которая могла бы поколебать твою веру. Такой эффект объясняется работой алгоритмов, которые управляют соцсетями: главная цель для владельцев — увеличить число кликов и время, которое пользователь проводит на сайте. Это не получится сделать, если алгоритмы будут показывать человеку что-то, что ему не нравится, что-то, с чем он не согласен. В итоге они, конечно же, используют именно те тексты, которые могут зацепить конкретного человека, то есть только то, что совпадает с его взглядами. В итоге соцсети превращаются в силу, которая поляризует общество. Как с этим бороться? Я не вижу ни одного способа.

Пожалуйста, представьтесь, чтобы получить бесплатный доступ