РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Неговорящие цифры: что мешает анализировать расходы покупателей

Ретейл IT Статьи
Почему компаниям сегодня не удается проанализировать расходы россиян с такой точностью, чтобы предлагать им в нужное время в нужном месте то, что они хотят, и какие улучшения ожидаются в будущем — разобрался сервис Rate & Goods
Фото:Александра Мудрац / ТАСС
Фото: Александра Мудрац / ТАСС

Для чего нужен анализ расходов

Всем участникам рынка выгодно знать, на что люди тратят деньги, уметь анализировать эти данные и правильно интерпретировать результаты. Производители хотят быть в курсе предпочтений и вкусов клиентов, чтобы подстраивать под них свою продукцию. Рекламодатели благодаря анализу делают более точные предложения, а потребители получают возможность покупать именно те товары, которые они хотят, в нужный момент времени.

Основная задача анализа трат для бизнеса — эффективное таргетирование. Если мы узнаем, что и когда человек покупает, то сможем предложить ему определенный товар в нужный момент.

Представьте, что в пятницу вы, как всегда, зашли в булочную за хлебом, а продавец уже протягивает вам любимые булочки. К сожалению, пока это история из будущего: сегодняшний таргетинг несовершенен. К примеру, после совершения покупки в интернете нас все равно еще долго преследует реклама товара. Если бы данные о покупках в разных магазинах собирались и анализировались в одной базе, такого бы не было.

Кроме того, благодаря полному анализу трат производители и дистрибьюторы смогут точно знать, где продается товар, как хорошо и кто его покупает. Это откроет новые возможности: бизнес будет быстрее получать обратную связь о продукции, сможет корректировать ее характеристики и производить именно то, что нужно потребителю.

Еще одна идея, основанная на анализе расходов, — создание так называемой золотой матрицы, которая поможет магазину понять, какие товары закупать.

Например, вы хотите открыть небольшой супермаркет в районе определенной станции метро. Рядом есть пять—семь магазинов разных сетей. Если аналитики будут знать, какие товары в них покупают чаще всего, в какое время и по какой цене, они смогут дать рекомендации о том, какие товары стоит закупать в первую очередь и какую цену на них устанавливать.

В общем, ретейлерам или банкам, которые хотят знать, на что их текущие и потенциальные клиенты тратят деньги, анализ необходим.

Если вы уже задумались, как подступиться к решению этой задачи, то вариантов два: анализировать данные самим или отдать эту задачу на аутсорс. Решение зависит от ваших возможностей.

  • Если задача у вас простая и совпадает с потребностями большинства других участников рынка, а данные не засекречены, то логичнее воспользоваться одним из готовых сервисов аналитики.
  • Если же вы хотите быть не вагоном, а локомотивом или у вас есть потребность в неординарной статистике, то под своим брендом можно собрать лучших аналитиков или создать свою систему.

Как происходит анализ расходов

Сегодня анализ расходов предоставляют в основном локальные сервисы — программы лояльности и кешбэк-сервисы, из которых магазины получают данные о покупках и покупателях, чтобы улучшать свою работу. Обычно у этих сервисов есть приложения. С их помощью пользователи сканируют штрих-код или фотографируют QR-коды с чеков. В них же вносят информацию о совершенных покупках. Большое преимущество кешбэк-сервисов в том, что информация о проданных товарах привязана к данным о пользователе: чтобы получить баллы или оставить данные, нужно авторизоваться.

При этом стоит учитывать, что для анализа данных недостаточно общих категорий типа «Продукты» или «Косметика», какие сегодня есть в приложениях некоторых банков. Бизнесу для решения его задач нужны более точные данные: чтобы предложить покупателю определенный товар, нужно знать, какие именно товары он покупает, в каких магазинах и когда именно. Только так можно сразу же предложить покупателю то, за чем он пришел.

Что не так с анализом расходов сегодня: четыре проблемы