РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Как ретейлеру делать заманчивые предложения с помощью больших данных

Ретейл IT Статьи Umbrella IT
Как ретейлеры с помощью больших данных улучшают персонализацию по трем ключевым аспектам для покупателя — ассортимент, предложение и доставка, рассказали в Umbrella IT
Фото: bruce mars / Pexels
Фото: bruce mars / Pexels

Большие данные — новая нефть

В конце 1990-х предприниматели из разных сфер бизнеса пришли к пониманию, что данные — это ценный ресурс, который при правильном использовании способен превратиться в мощный инструмент влияния. Проблема была в том, что объем данных увеличивался в геометрической прогрессии, а существующие на тот момент способы обработки и анализа информации были недостаточно эффективны.

В 2000-х годах технологии совершили «квантовый скачок». На рынке появились масштабируемые решения, способные обрабатывать неструктурированную информацию, справляться с высокой нагрузкой, строить логические связи и переводить хаотичные данные в интерпретируемый формат, понятный человеку.

Сегодня большие данные входят в одно из девяти направлений программы «Цифровая экономика РФ», занимая верхние строчки в рейтингах и статьях расходов компаний. Самые крупные инвестиции в технологии больших данных производят компании из торгового, финансового и телекоммуникационного секторов.

По разным оценкам, текущий объем российского рынка больших данных составляет от 10 млрд до 30 млрд руб. По прогнозам Ассоциации участников рынка больших данных, к 2024 году он достигнет отметки 300 млрд руб.

Через 10–20 лет большие данные станут главным средством капитализации и будут играть в жизни общества роль, сопоставимую по значению с электроэнергетикой, утверждают аналитики.

Формулы успеха для ретейла

Современные покупатели — больше не безликая масса статистических данных, а вполне очерченные индивидуумы с уникальными характеристиками и потребностями. Они избирательны и без сожалений переключаются на бренд конкурента, если его предложение покажется привлекательнее. Именно поэтому ретейлеры используют большие данные, которые позволяют взаимодействовать с покупателями адресно и точно, ориентируясь на принцип «уникальному потребителю — уникальный сервис».

1. Персонализированный ассортимент и эффективное использование пространства

В большинстве случаев окончательное принятие решения «покупать или не покупать» происходит уже в магазине возле полки с товарами. По статистике Nielsen, на поиск нужного товара на полке покупатель тратит всего 15 секунд. Это значит, что для бизнеса очень важно поставить в конкретный магазин оптимальный ассортимент и правильно его презентовать. Чтобы ассортимент отвечал спросу, а выкладка способствовала продажам, необходимо изучить разные категории больших данных: