Когда ноша тянет: как компании выйти из непрофильного бизнеса

Что продаем
Для начала необходимо определиться, зачем компании нужен непрофильный бизнес. Есть те, кому непрофильный бизнес позволяет сглаживать провалы в финансовых потоках, к примеру компании, чей бизнес зависит от сезонности. В них зимой наступает спад, поэтому перед руководством встает вопрос, как загрузить сотрудников работой, чтобы было чем платить зарплату.
Например, один производитель удобрений купил мини-завод по производству черепицы, кирпича и плитки — спрос на стройматериалы стабилен круглый год.
Четыре этапа анализа актива
Анализ актива можно разделить на четыре этапа. Поэтапно надо:
- Оценить, какую долю выручки и прибыли формирует непрофильный актив;
- Провести «инвентаризацию» актива: понять, чем конкретно вы владеете (движимое и недвижимое имущество);
- Сравнить показатели непрофильного актива с показателями ведущих компаний на рынке;
- Оценить ликвидность актива: понять, как быстро и за сколько вы сможете его продать.
Для оценки непрофильного актива нужно привлечь специалистов компании в области налогообложения, недвижимости, стратегического планирования, а также кадровую службу.
Если выяснится, что непрофильный актив тянет из компании деньги, время, человеческие ресурсы, нужно принимать решение.
Как продаем
Вариантов, как поступить с неблагополучным непрофильным активом, может быть несколько:
- немедленная ликвидация,
- постепенное закрытие,
- продажа,
- оперативная реструктуризация и продажа.
Какой из этих способов лучше выбрать, зависит от множества факторов. Самые важные из них:
- законодательные препятствия для закрытия компании или ее дочернего подразделения;
- репутационные риски;
- наличие у компании внутренних ресурсов для управления выходом из актива;
- налоговые риски, связанные с продажей или закрытием актива.
Нужно рассмотреть преимущества и недостатки каждого из вариантов, оценить все факторы и выбрать наиболее подходящее решение.
После этого следует разработать детальную программу и план действий. Максимально эффективно решить задачу по выходу из непрофильного актива позволяет так называемая трехэтапная стратегия (анализ — детальное планирование — реализация).
В моей практике были случаи, когда программа состояла из 900 шагов, а проект в итоге занимал 11 месяцев. При этом каждый лишний день, потраченный на процессы по выходу из бизнеса, приводит к увеличению рисков и затрат. Для максимально эффективного выхода из непрофильного актива нужно создать проектный офис с четким планом.