РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Когда ноша тянет: как компании выйти из непрофильного бизнеса

Право Финансы и бухгалтерия Статьи РБК
Успешно выйти из непрофильного актива удается менее чем в 50% случаев. Но есть несколько универсальных правил, которые повышают шансы на успех. Ими делится Михаил Бельзер, куратор практики Strategy Partners «ОПК и тяжелое машиностроение»
Фото:Евгений Епанчинцев / ТАСС
Фото: Евгений Епанчинцев / ТАСС

Что продаем

Для начала необходимо определиться, зачем компании нужен непрофильный бизнес. Есть те, кому непрофильный бизнес позволяет сглаживать провалы в финансовых потоках, к примеру компании, чей бизнес зависит от сезонности. В них зимой наступает спад, поэтому перед руководством встает вопрос, как загрузить сотрудников работой, чтобы было чем платить зарплату.

Например, один производитель удобрений купил мини-завод по производству черепицы, кирпича и плитки — спрос на стройматериалы стабилен круглый год.

Четыре этапа анализа актива

Анализ актива можно разделить на четыре этапа. Поэтапно надо:

  1. Оценить, какую долю выручки и прибыли формирует непрофильный актив;
  2. Провести «инвентаризацию» актива: понять, чем конкретно вы владеете (движимое и недвижимое имущество);
  3. Сравнить показатели непрофильного актива с показателями ведущих компаний на рынке;
  4. Оценить ликвидность актива: понять, как быстро и за сколько вы сможете его продать.

Для оценки непрофильного актива нужно привлечь специалистов компании в области налогообложения, недвижимости, стратегического планирования, а также кадровую службу.

Если выяснится, что непрофильный актив тянет из компании деньги, время, человеческие ресурсы, нужно принимать решение.

Как продаем

Вариантов, как поступить с неблагополучным непрофильным активом, может быть несколько:

  • немедленная ликвидация,
  • постепенное закрытие,
  • продажа,
  • оперативная реструктуризация и продажа.

Какой из этих способов лучше выбрать, зависит от множества факторов. Самые важные из них:

  • законодательные препятствия для закрытия компании или ее дочернего подразделения;
  • репутационные риски;
  • наличие у компании внутренних ресурсов для управления выходом из актива;
  • налоговые риски, связанные с продажей или закрытием актива.

Нужно рассмотреть преимущества и недостатки каждого из вариантов, оценить все факторы и выбрать наиболее подходящее решение.

После этого следует разработать детальную программу и план действий. Максимально эффективно решить задачу по выходу из непрофильного актива позволяет так называемая трехэтапная стратегия (анализ — детальное планирование — реализация).

В моей практике были случаи, когда программа состояла из 900 шагов, а проект в итоге занимал 11 месяцев. При этом каждый лишний день, потраченный на процессы по выходу из бизнеса, приводит к увеличению рисков и затрат. Для максимально эффективного выхода из непрофильного актива нужно создать проектный офис с четким планом.

Что необходимо прописать в плане