Материал раздела Основной

Когда ноша тянет: как компании выйти из непрофильного бизнеса

Успешно выйти из непрофильного актива удается менее чем в 50% случаев. Но есть несколько универсальных правил, которые повышают шансы на успех. Ими делится Михаил Бельзер, куратор практики Strategy Partners «ОПК и тяжелое машиностроение»
Фото: Евгений Епанчинцев / ТАСС
Фото: Евгений Епанчинцев / ТАСС

Что продаем

Для начала необходимо определиться, зачем компании нужен непрофильный бизнес. Есть те, кому непрофильный бизнес позволяет сглаживать провалы в финансовых потоках, к примеру компании, чей бизнес зависит от сезонности. В них зимой наступает спад, поэтому перед руководством встает вопрос, как загрузить сотрудников работой, чтобы было чем платить зарплату.

Например, один производитель удобрений купил мини-завод по производству черепицы, кирпича и плитки — спрос на стройматериалы стабилен круглый год.

Четыре этапа анализа актива

Анализ актива можно разделить на четыре этапа. Поэтапно надо:

  1. Оценить, какую долю выручки и прибыли формирует непрофильный актив;
  2. Провести «инвентаризацию» актива: понять, чем конкретно вы владеете (движимое и недвижимое имущество);
  3. Сравнить показатели непрофильного актива с показателями ведущих компаний на рынке;
  4. Оценить ликвидность актива: понять, как быстро и за сколько вы сможете его продать.

Для оценки непрофильного актива нужно привлечь специалистов компании в области налогообложения, недвижимости, стратегического планирования, а также кадровую службу.

Если выяснится, что непрофильный актив тянет из компании деньги, время, человеческие ресурсы, нужно принимать решение.

Как продаем

Вариантов, как поступить с неблагополучным непрофильным активом, может быть несколько: