Управляем вместе: зачем среднему бизнесу независимые директора
Исследование «Коллегиальность — новый метод управления» проведено центром социального проектирования «Платформа» совместно с Ассоциацией независимых директоров России (АНД). В его основе — серия интервью с предпринимателями, осваивающими инструменты корпоративного управления, и с профессиональными независимыми директорами.
Предпосылки к переменам
Интерес к корпоративному управлению в России растет. Средний бизнес уже не кажется патриархальным с точки зрения управления. Напротив, компании среднего бизнеса все чаще создают наблюдательные и консультативные советы, некоторые даже внедряют коллегиальные форматы управления — советы директоров с независимыми участниками.
Одни собственники понимают, что оказались в классической ловушке основателя: им не хватает управленческих компетенций, профессиональной экспертизы высокого уровня и сил, чтобы дальше двигать бизнес вперед. Кто-то подготавливает почву для собственного выхода из операционного управления, чтобы сконцентрироваться на стратегических задачах. По мнению экспертов, в России формируется тенденция, когда предприниматели, начавшие заниматься своим делом в 1990-х — начале 2000-х, все больше ощущают «стратегическую усталость» и ищут новые решения и бизнес-идеи, задумываются о коллегиальных форматах управления.
Для других сигналом становятся внешние обстоятельства — общий рост экономической неопределенности и ускорение изменений. Снижение темпов внутреннего и внешнего роста, увеличение объема бизнес-процессов, агрессивная конкурентная среда — все это приводит к пониманию необходимости менять управление компанией.
Для того чтобы выстроить комплексную стратегию развития бизнеса и регулярно получать квалифицированную независимую экспертизу, владельцы компаний создают коллегиальные органы управления с участием независимых директоров.
Независимые директора vs независимые консультанты
В большинстве случаев независимые директора лучше подходят для участия в управлении компанией, чем приглашенные консультанты. Первые берут на себя ответственность за формирование видения, миссии, ценностей и целей бизнеса, в то время как вторые не могут быть насколько вовлечены в деятельность компании, чтобы иметь целостную картину о состоянии бизнеса и отрасли.
Так, совет директоров обеспечивает более эффективное использование компетенций участников, которые фактически являются теми же консультантами высокого уровня, но более плотно работающими с менеджментом компании и напрямую вовлеченными в бизнес. Кроме того, традиционный почасовой консалтинг может обойтись бизнесу дороже, чем постоянно действующий совет директоров.
Консультантов лучше приглашать для более точечных и локальных задач, чтобы максимально эффективно использовать их узкоспециализированную экспертизу.