РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Как бизнесу пережить рецессию: рекомендации от Bain & Company

Финансы и бухгалтерия Инструкции Bain & Company
Рецессия не за горами, считают эксперты. Bain & Company проанализировала стратегии 3900 компаний по всему миру и определила, какие инструменты наиболее эффективны в период экономического спада

Конец не технологичных компаний. Цифровизация постепенно меняет потребительское поведение и спрос во многих секторах экономики, и это подрывает традиционные представления об объеме рынка и стоимости товаров и услуг. Кроме того, компании все чаще полагаются на новые технологии, чтобы решить проблему сокращающихся трудовых ресурсов, которая связана с тем, что бэби-бумеры постепенно выходят на пенсию и приток рабочей силы замедляется.

Конец низких учетных ставок. Даже если банкам удастся удержать низкие учетные ставки, чтобы стимулировать экономику, они все равно вырастут. Потенциальное изменение в сфере кредитования заставит менеджеров взглянуть на структуру капитала и периоды инвестирования в разрезе нескольких лет.

В период последней рецессии некоторые компании серьезно урезали расходы: сокращали бюджет на НИОКР (R&D) и маркетинг, отказывались от дорогих специалистов и сделок слияния. Кто-то сделал ставку на инвестиции в наиболее «горячие» отрасли и инструменты, пока другие не принимали никаких мер, затаившись в ожидании конца рецессии. Все эти сценарии в итоге заводили компании в тупик: бизнес терял деньги и долю рынка, приобретал ненужные активы и оставался позади конкурентов в области продуктовых инноваций.

Компании-лидеры видят в рецессии отличную возможность, чтобы обойти конкурентов, и сравнивают рецессию с преодолением резкого поворота во время гонок. Следует притормозить перед самым поворотом (сократить лишние расходы), резко повернуть (определить список приоритетных проектов, определяющих новую бизнес-модель) и ускориться сразу после поворота (нанимать специалистов и инвестировать, пока рынки не стали снова расти). Исследование Bain & Company показало, что компании, успешно пережившие прошлую рецессию, действовали в четырех направлениях.